А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 167

-
163
и
следующий
вопрос
о
том, какой
об'ем
и
время
отвести на
нее.
Правда,
приведенные
цитаты
из
программ ГУС'а
пока-
зывают;
.
что
поводов
к
ней
много;
но
уже
не
раз
нами
говорилось
о
большой осторожности
и
умеренности
об'ема
краеведческих,
в
настоящемсмысле,
исследований,
нуж-
но
отвести
этой
работе
не
большое
место.
Мы
не
будем
го-
ворить
о
том,
что
учащиеся
узнают
о
крае
со слов
учителя
или
из
книжки,
более
или
менее
наглядно.
Это
не
займет
много
времени.
Но
если
недалеко
от школы есть
болота,
на
них
должны
быть проводимы
экскурсии,
начиная с
ІІІ-го
года
обучения
и
до
конца,
экскурссии
не
только
иллюстра-
тивные,
но
исследовательские.
Под
руководством
учителя
на
экскурсиях могут быть установлены, путем
обследований,
ответы
на часть
вопросов;
потребуются
работы,
которые
удоб-
нее
выполнять
подгруппами,
как
работа
с планом
и
картой
или
обследование
расти
тельности,
торфяных
разработок
и
т.
д.
найдутся
работы
для
разных
классов; наконец,
оконча-
тельная
обработка
и
сводка
материалов
по
отдельным
или
всем
болотам
должна
быть поручена группе
из шк.
крае-
ведческого
кружка учащихся натуралистов
или
ее
придется
взять на
себя
самому
преподавателю.
Таким
образом,
об'ем
работы
может
быть
очень
скромный
для
класса
в
целом
и
для
подгрупп,
но
как
краеведческое
задание
он
в
конце
кон-
цов для
какой
то
группы
краеведов
учащихся,
ведущих
работу
с
начала
до
конца,
выдет
за
пределы
программной
работы
и
того
количества
времени, которое
отводится
на
нее
для
всех.
Но
на то
краеведение
отчасти
и
общественная
ра-
бота,
чтобы
ложиться
и
на
часы
самостоятельной,
доброволь-
ной
работы.
Вопрос
о
разграничении
ее
в
разных возрастных
группах решается
тем,
что,
в
виде
первого упрошенного
концентра,
тема
прорабатывается
по
программе
ГУС'а
на
III
году
четырехлетки
и,
в
виде
второго,
углубленного
концент-
ра—в
ШКМ,
гл.
обр.
во
II
и
III
группах.
Во
II году LLIKM
следует
подходить
к
изучению
болота,
как
природного
яв-
ления;
в
ІІІ-м
как
производительной
силы,
требующей
изу-
чения
ради улучшения хозяйства. В четырехлетке
желательно
подобное
же
разграничение
между III
и
IV
г.г.
обучения.
Не следует
делать
перерыва
на
первом году
ШКМ,
как
выше
и
указывалось,
а,
выполняя
летние
гербарные
работы
и
считая,
что с
этого
года
учащиеся
учатся
правильно
гербаризировать,
нужно
изучать
видовой
состав
болотного
сообщества.
Это
было
бы
правильно
и с
точки
зрения обычного
подхода
к
исследованию
растительных
сообществ,
по
которому
видовой
1...,157,158,159,160,161,162,163,164,165,166 168,169,170,171,172,173,174,175,176,177,...256
Powered by FlippingBook