А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 166

162
на
подгруппы
дети
могут
вести
наблюдения
различных
об'ектов
и
явлений
природы"
и
т.
д.
На
4-м
году,
в
разделе
(первом)
„Союз
Сов.
Сод.
рес-
публик"
прорабатываются
картины
природы
„сел.
хоз.
тру-
да
в
нашем
крае",
„леса,
луга"
и
пр.
растительские
сообще-
ства;
наконец
в
„Итогах
работы
группы
за
4
года"
стоит
вопрос...
„как
будем
приобретать
новые
знания,
какие
нуж-
ны
для
з^лучшения
нашего
хозяйства".
Во
всем этом мы
видим
мотивы
к
проведению
детьми
краеведческого
изучения
природы,
в
частности,
изучения
болот,
как
одного
из
ряда
вопросов.
Эта
тема
еще
более
доступна
и
нужна
ШКМ,
в
про-
грамме
которой
она
встречается
на
И-м
году
(6-й
класс
7
летки)
в
І-м
разделе
„Причины
заболачиваемости...
Болота,
их
виды,
их
жизнь",
в
разделе III
„Кормовой
вопрос
и
пра-
аильная
организация
полеводства",
отмечается
изучение
„При-
родных
условий
сел.
хозяйства
в
районе
школ
и в
данной
области Госплана
(сравнительная
краеведческая
работа")
„Растительный
покров
даного
края.
Гербарий
различных
растительных
сообществ
естеств.
и
искусств.);
установление
зависимости
в
распределении
различных
растительных
со-
обществ,
рельефа,
почвы,
орошения
и
т.
д."...
в
разд.
VI—
„Летние
работы"
сбор гербариев,
коллекций
применительно'
к
зимним
заданиям.
Подобные
же
работы
с
гербарием
были
указаны
для
„Летних
работ"
1-го
года
ШМК.
На
III
году
ШКМ
(7-й
год
семилетки)
указано
в
„Итогах
работы
за
лето":
подведение
итогов
наблюдениям...";
„ор-
ганизация
выставки";
воІІ-м
разделе.
„Пути
кореннного
улуч-
шения сельского
хозяйства
п.
5
„Как
улучшить
неудобные,
земли",
как
осушить
заболоченную
землю".
Мы
видим,
что тема
„болота",
их
краеведческое изуче-
ние может
проходить
в
течение
5
лет,
начиная с
III
года
до*
VII
включительно,
хотя
она
прямо
не
упоминается
на
І-м
году
ШКМ,
но
непрерывность
работы
по
ней
должна
быть
осуществлена
через
те летние
работы
по
гербаризации,
ко-
торые
указаны
в
программе
I
года.
Как
географическая
работа,
устанавливающая
зависи-
мость
одних
процессов
от
других,
от
физическо-географиче-
ских
условий,
это
задание
имеет
значительную
образова-
тельную
ценность.
Если
к
этому
прибавить,
что
по
своему
характеру
она
требует
определенных
методов
работы,
того
что мы
особенно
ценим
в
образовании—
самостоятельность
и
исследовательские
моменты
в
работе
учащихся,
то
встанет
1...,156,157,158,159,160,161,162,163,164,165 167,168,169,170,171,172,173,174,175,176,...256
Powered by FlippingBook