А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 162

158
вым;
2)
в
СССР
и
в
пределах Рязанской
губ.
изучает
болота
Главный
Луговой
Институт,
присылающий
в
последние
годы
экспедиции
в
Мещерский
край,
О
приемах
изучения болот краеведами
говорит
статья
Ю
Д.
Цинзерлинга
„Как
изучать
болота"
в
сборнике
„Как
изучать
свой
край";
в
ней
сообщается,
что
материалы
по
изучению
можно
направлять
в
Ленинград,
Главный
Ботаниче-
ский
Сад,
геоботанический
отдел,
что
„туда
же
следуег
на-
правлять
для
исследования
образцы
торфа
и
не
определенные
растения".
Для
подготовки
к
изучению лугов
мы
укажем
на
книжку
проф.
Доктуровского „Торфяные
болота,
как
предмет изуче-
ния
на
экскурсиях
и
в
школе".
В
этих книгах
можно
найти
указания
и
на
другую
по-
лезную
в
вопросе
литературу,
в
особых
библиографических
указателях
или в
подстрочных примечаниях.
Что
касается
значения
отдельных
вопросов
приведенной
анкеты,
то,
относительно
первого
из
них
надо
сказать,
что
было
бы
крайне
важно иметь
проверенную карту
распро-
странения болот
с
обозначением
характера
их
по
каждой
волости;
по
Рязанской
губ.
учет болот
не
полон;
желательно
иметь планы
отдельных
болот;
во-первых,
для
более
точного
нанесения
их на
карты,
во-вторых,
для
наблюдения
за
про-
исходящими
изменениями
в
них,
за
их
развитием
и
сменой
растительности.
Нужно
учесть условия
образования
болота
создавае-
мые
рельефом;
болота
создаются
в
понижениях,
между
хол-
мами или в
блюдцеобразных
углублениях;
на
ровной
местно-
сти со
слабым уклоном
,и плохим
стоком
вод;
образуются
они
и на
высоких местах
и
даже
на
склонах;
при
выходе
клю-
чей. Так
как
образованию
болот
способствует
вода
задержи-
ваемая
водоупорным
слоем
глины или
прослоек
ортштейна
(прочного
соединения
окиси железа
с
песком
в
виде
красно-
бурой руды)
то важно на каком
либо
разрезе
поверхности,
например,
в
колодце
или на
обрыве
установить
порядок
чередования
слоев
горных пород,
важно
наблюдать:
стояние
грунтовых
вод,
почву, растительность
и
не только
самого
болота,
а и
окружающей
местности;
все это
необходимо
для
понимания
жизни и
развития
болота.
Часто болота
возникают
из
водоемов,
озер,
стариц
и
даже
ключей.
Озеро
может
подвергнуться постепенном
зеростанию
вплоть
до
полного
исчезновения.
Постепенно,
от
берега
в
глубь
воды,
продвигаются
размножающиеся
расте-
ния;
обычно,
в
определенном
порядке;
впереди
и
глубже
всех
1...,152,153,154,155,156,157,158,159,160,161 163,164,165,166,167,168,169,170,171,172,...256
Powered by FlippingBook