А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 165

161
при
сравнительно
низкой
температуре,
при
чем,
отдельные
части
их
не
разрушаются
и
не
разлагаются"
(Проф.
Док-
туровский
„Торфяные
болота,
как
предмет изучения
на экс-
курсиях
и
в
школе").
3)
Что
же
касается
до
понятий
„болот"
и
торфяник",
то
перед
нами
болото,
если
растение
не
теряет
связи
через
свою
корневую
систему
с
минеральной
почвой,
лежащей
в
основании
торфа;
и в
отличие от
болота,
будет торфяник
там,
где
растения,
включая
деревья
и
кустарники,
не
могут
достать
корнями минерального
грунта,
лежащего
в
основа-
нии
торфа (см.
там
же,
Доктуровский,
др.
9
10,
изд.
1926
г.).
III.
Педагогическое
значение
краеведческого
изучения
болот
и
место
отдельных
вопросов
анкеты.
Конечно,
краеведческое изучение болот нужно наряду
с
изучением
многих
других вопросов
школы
и
жизни,
притом,
в школах
тех
местностей,
где
болота играют
некоторую
роль.
Этой
работе
присущи,
особенно
выгодные
стороны
в
деле
образования
и
воспитания
учащихся.
Укажем
1)
на
про-
изводственное
значение
этой
работы;
на то
улучшение
хозяй-
ства
и
жизни,
к
которым
клонится
изучение.
Над
этими во-
просами
работают
в
настоящее
время
местные
хозорганы
центральные
исследовательские
учреждения;
2)
с
учебно-
методической
точки
зрения,
процесс
образования
торфа
ин-
тересен,
как
аналогичный
процессу
образования
каменного
угля,
имеющего
такое
большое
значение
в
промышленности;
3)
укажем
на
интерес
к
сообществу
болотных
растений,
их
биологии,
на
наличие
в
сообществе
такйх
интересных
с
биологи-
ческой
стороны
растений,
как
гигроскопичный
торфяной
мох,
заменяющий
у
крестьян
паклю
в
срубах,
как
росянка—насе-
комоядное
растение,
дающее
возможность
по
ежегодным
ро-
зеткам
листьев
наблюдать
рост
поверхностных
слоев
торфа.
Торфяные
болота
место
.
обитания
клюквы
и
целого
ряда
других интересных
растений:
процессы
заростания
озер, забо-
лачивания
и
смены
растительных
сообществ
все
это
даст
богатейший
образовательный
материал.
Место изучению болот
в
програмах
ГУС'а
для
деревен-
ской
школы
1-й
ступени
на
3-м году
обучения;
в
теме
„Де-
ревня
там
встречаем
„распределение
земли по
угодьям.
.
.
неудобные
земли"
и
„Как
улучшить
неудобные
земли:
осуш-
ка
болот
и
т.
д.®.
В
„пояснении
к
темам" указано,
что
„в
третьей
группе,
более
чем
в
предыдущих
группах нужно организовать
само-
стоятельную
исследовательскую
работу
детей"...
„разбившись
1...,155,156,157,158,159,160,161,162,163,164 166,167,168,169,170,171,172,173,174,175,...256
Powered by FlippingBook