А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 161

157
отмеренной
через
каждые
0,5
метра
глубины,
вплоть
до
дна;
чтобы
зацепить
образец
на
определенной
глубине
надо
на
ней
вращать
палку вокруг
продольной
оси,
а
при
опускании
и
под'еме
кверху
не
поворачивать).
Заметить,
нет
ли
прослоек
„синей руды"
(вивианита
содержащего
фосфор).
7.
Растет болото
или
усыхает?
(Дать
подробные
сведения,
собранные
путем опроса
и
наблюдений;
какие
соседние
с
болотом
места
заболачиваются:
озеро,
лес,
луг;
описать
их
еще
лучше
нанести
на
план;
какие
перемены
происходят
на
болоте,
в
лесу;
если
заростает
озеро,
то как
идет
заростание,
надвигаются
ли на
поверх-
ность
плавающие
мхи и
др. растения,
или
выдвигаются
по
дну, вперед
в
воду, другие
растения,
какие).
Сделать
от-
метки
для
наблюдения
за
ростом.
8.
Как
возникло
болото.
(Собрать
сведения:
1)
имеющиеся
на памяти
людей;
2)
материалы, которые
можно
добыть,
в
случае
разработки
торфа,
путем
наблюдений
над
разрезом
по
карьеру, путем
взятия
образцов
торфа
(1-2
фунта
из
каждого
отличимого
слоя
и
через
каждые
0,5
м.;
завертывать
образцы
в
плотную
бумагу,
потом
высушить,
на
этикекте
и
обвертке
надписы-
вать
время
и
место
нахождения
несмывающимся
карандашей
(не
химическим);
взять
образцы
древесины,
коры,
семян,
■если
они
найдутся
в
торфу.
9.
Какие произошли перемены
под
влиянием
осушки,
торфоразработки,
рытья
канав и т.
п.?
Желательно
собрать
хотя
бы
часть
указанных
сведений;
сперва
сведения
о
местонахождении,
размере
и
характере
болот.
II.
Краеведческое
значение
изучения
болот
и
вопросы
предла-
гаемой
анкеты.
На
болота приходится смотреть,
как на
неудобные
„бро-
совые"
земли,
но
в
то же
время
и как
на.
фонд
потенциально
богатых
земель,
как на
источник
корма,
в
будущем.
Степень
изученности болот Рязанской
губ.
мала.
Мно-
гое
сделать
в
отношении
ее
могут
и
краеведы.
Изучение
болот
в
их
современном
состоянии
даст
материал
для
по-
знания
самого
процесса
заболачивания,
имеющего
огромный
теоритически-научный
и
практически-хозяйственный
интерес.
Ради
последнего,
изучают
болота:
1)
отдел
мелиорации
Губ-
земуправления
при
изучении
он
пользуется
изданной
им
в
1926
г.
„Инструкцией
для
производства
изысканий
и
состав-
ления
проектов
осушения
болот,
составленной А.
Брз^дасто-
1...,151,152,153,154,155,156,157,158,159,160 162,163,164,165,166,167,168,169,170,171,...256
Powered by FlippingBook