А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 158
—
154
—
которая
приучает
бережно
обращаться
с
растением,
ценить
все его
части,
приглядываться
к
мелким
деталям
внешнего
строения
растений
и т.
д.
Наконец,
всякий,
кто
собирает
растения,
при
гербаризации
изощряет
свой
взгляд
и
больше
видит
в
природе,
видит
малое,
но
часто
более
замечательно
для
мысли
людской,
чем
крупное
—
больше,
чем
видит
не
при-
глядывающийся
обыватель. От учащихся
в
возрасте
семи-
летки
мы
не
ждем
уменья
самостоятельно
производить
опре-
деление
растений.
Ему
остается
самый
процесс
сбора
и
сушки,
интересный
для
учащегося,
видящего цель
этой
работы,
понимающего
приемы
определения
растений,
знаю-
щего
на что
следует
обратить
внимание.
В этой
работе,
если
она
проводится
методически,
постепенно
наростая
и
в
смысле
трудности
и
в
смысле
доведения
ее
до
хорошего
качества,
приобретается
внимательное
отношение
к
растениям,
акку-
ратность
в
работе,
уменье
больше
видеть.
Например:
по
теме
3-го
года
4-х
летки
„Луга
нашей
деревни
заливные
и
суходольные". „Типичные
растения
лугов
и
пригодность
их
для
корма скоту.
Уход
за
лугом"
.
. .
что
можно
задать
детям?—
Во
первых,
—
правильно
собрать
образцы
растений,
какие по их
домашним сведениям
и
на-
блюдениям
являются
лучшими
на
лугу
и в
сене,
какие
скот
„любит",
какие
„избегает";
на
IV году
можно
собрать
все
виды
встречающиеся
на
том
или
ином
лугу
деревни.
Собран-
ный
материал
нужен
и
школе
и
д.
б.
выделен
в
музей
своего
края.
Благодаря
связи с
музеем
он
может
быть
точно
опре-
делен
и
войти
в
состав
музейного гербария.
По
силам
уча-
щимся этого
возраста
—
обращать
внимание
на
характер
место-
расположения луга.
Они
должны
по
заданию
учителя,
с
его
помощью
и
проверкой,
ответить
на
вопросы:
о
характер
поверхности местности,
о
ее
влажности,
о
почве;
учащиеся
смогут путем
обследования
ответить
на
вопрос
о
преоблада
нии
тех
или
иных
растений
в
зависимости
от
влажности
места,
о
ценности
луга
в
кормовом
отношении
и
т.
п.
Все
это
может
быть
поставлено
элементарно, просто,
доступно,
но
верно
и
точно.
Это
может
быть нужным
знанием не
только
в
процессе
обучения,
но
и
для
познания
края.
Важно,
чтобы
оно
было
доведено
для
краеведческого
познания.
Мы
считаем,
что
задание
это
может
быть
выполнено
школами
каждой
волости,
в
случае
подлинного
краеведческого
на-
правления
работы.
Относительно
флористического
изучения
следует
еще
заметить,
что его
лз^чше
повести
в
том
порядке,
в
каком
нами
расположены
вопросы
о составе
растительности
района.
1...,148,149,150,151,152,153,154,155,156,157
159,160,161,162,163,164,165,166,167,168,...256