А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 159
—
155
—
Кроме
того
следует
изучать растения
с
ранней
весны,
т.
к.
по
мере
их
появления,
сначала
в
небольшом
разнообразии,
их
легче
уследить
и
легче
с
ними
ознакомиться,
чем
в
раз-
гар
лета
и
цветения.
Сперва
изучается
флора
леса,
как
ранее
цветущая, более
простая
для
определения,
биологически
оч.
интересная;
для
знакомства
с
ней
найдется
больше
всего
хо-
рошо
изданных
и
дешевых
пособий;
само
сообщество
леса
проще
для
проработки
в
школе,
поэтому
и
ознакомление
с
ним
должно
иметь
место
до
изучения
луга;
хотя
в
програм-
мах
ГУС'а указано
заметное место
только
луговым
сообще-
ствам,
но
не
нужно забывать
об'яснительные
записки
к
про-
граммам
и
методические
требования.
С
методической
стороны,
со
стороны
„исследователь-
ского"
метода
чрезвычайно
ценным
следует
считать
ту
на-
учную
точность,
какая
вызывается
краеведческой
постановкой
работы.
Элементарность
работы,
простота
ее
нисколько
не
противоречит
точности,
а
краеведческая
цель
требует
ее.
Деятельное
участие
самих
детей
в
обследовании
обес-
печивает
то,
что
является по
крайней
мере
частью всего
исследовательского
процесса
—
участвуют
в
собирании факти-
ческого
материала. Но
чем
выше
возраст,
тем
дальше
может
быть проведен
исследовательский
процесс
самим
учащимся.
Пусть,
впервые
по
указке,
но затем
—
самостоятельно,
уча-
щийся
на основании
данных
произведенного
им
обследова-
ния
установить
зависимость
качества
лугового угодья
от
устройства
поверхности, орошения,
характера
почвы
и т.
п.
Такая
работа
не может
повторяться
во многих
случаях,
п. ч.
требует
времени,
но ясно
насколько
выше
она
ложно-иссле-
довательских
методов,
которые
часто
встречаются
в
отчетах,
по
моде
или
по
чему
то
другому.
Хотя
бы
единственный,
но
правильно
проведеный
процесс
исследования
в
одном
вопросе
программы
оставит
на
психике
учащегося
тот
след,
который
нужен
в
целях
выработки
гражданина
—
испытателя,
а
не
рутинера,
действующего
по
обычаю
или
по
рецепту.
Это
относятся
не
только
к
этой
работе,
но
и
к
другим крае-
ведческим
заданиям.
1...,149,150,151,152,153,154,155,156,157,158
160,161,162,163,164,165,166,167,168,169,...256