76
Изъ приведенной смѣты, между прочимъ, видно,
что расходы на тяжелое топливо не составляютъ
существенной важности, такъ что, если и увеличить
ихъ въ два—три раза, сжигая, наир., бензинъ или
газолинъ,—доходность аэростата отъ того почти не
пострадаетъ. Думаю, что можно построить взрыв
чатые двигатели, хотя и менѣе экономные, чѣмъ
двигатели г. Яковлева, но за то и несравненно бо
лѣе энергичные, отчего скорость аэростата можетъ
значительно возрасти.
Не взирая на несомнѣнную доходность малень
кихъ аэростатовъ и нѣкоторыя ихъ преимущества,
какъ-то—прочность ихъ оболочекъ и удобство укры
ванія ихъ въ лѣсныхъ просѣкахъ отъ бурь и про
тивныхъ вѣтровъ, я гляжу на нихъ скорѣе, какъ на
переходную ступень къ высшимъ типамъ.
Вотъ болѣе прибыльная смѣта желѣзнаго аэро
стата въ 28 метровъ (13 сане.) высоты, двигающа
гося со скоростью 40 верстъ въ часъ.
Стоимость желѣзной оболочки, кладя по 20 коп.
за килограммъ, — 5700 рублей, а съ устройствомъ
ея, ладьи и установкою машинъ,—положимъ 10.000
рублей. Газъ стоитъ около 4000 р.: 127 сильная
машина (95 метр, лошадей) — не болѣе 20.000 (но
торговому каталогу). Итого, весь аэростатъ стоитъ
34.000 р.
Годовой доходъ отъ пассажировъ, на прежнихъ
основаніяхъ, равенъ 1.104.000 р. (40 верстъ въ часъ,
92 пассаж.). Расходъ на топливо — 12.000 рублей;
на жалованье тремъ служащимъ—6000 рублей; ре
монтъ машинъ аэростата, смазка и проч.—2000 руб
лей. Итого, весь расходъ годовой составляетъ 20.000