69
Корабль садится на мель, разбивается о скалы,
берега, подводные камни, риФы и льдины; съ аэро
статомъ этого
не
бываетъ, потому что путь его че
резчуръ обширенъ и прозраченъ, «Форватеръ» же
всегда глубокъ, а если и «мелокъ», то аэростатъ
всегда можетъ подняться надъ такимъ мѣстомъ, чего
корабль морской, конечно, не въ силахъ сдѣлать.
Столкновеніе пароходовъ опасно, такъ какъ осто
вы ихъ тверды, несгибаемы и потому болѣе склонны
къ разрушенію, чѣмъ аэростаты, которые гибки и
прочны, почти какъ висящія веревки или паруса.
Притомъ и столкновеніе аэростатовъ менѣе вѣроят
но, въ виду ихъ движенія не въ поверхности, а въ
пространствѣ.
Корабль, въ случаѣ несчастья, идетъ на дно мо
ря—и товары и люди гибнутъ; аэростатъ идетъ на
«дно» воздуха, т. е. часто на землю, для которой
онъ преимущественно назначенъ, гдѣ люди и цѣн
ные товары спасаются. Корабль плаваетъ надъ во
дяной бездной; аэростатъ-же, если хочетъ, можетъ
даже скрести землю и слѣдовать, безъ малѣйшей
натуги, за всѣми крупными изгибами суши.
Аэростатъ, предназначенный, какъ я сказалъ, бо
лѣе для суши, можетъ защитить себя отъ против
ныхъ вѣтровъ и бурь не только во время стоянки
на якоряхъ, по и во время самаго движенія, засло
няясь лѣсами, или искусственной аллеей деревьевъ,
которыми обыкновенно обсаживаются дороги; ко
рабль же не только въ открытомъ морѣ, но п во
время стоянокъ далеко не всегда имѣетъ надежную
защиту отъ волненія и бурь.
Размѣры кораблей, а слѣдоват. и ихъ скорость,