67
Изъ Формулы Л» 109 видно, что разность темпе
ратуръ
(Т)
пропорціональна
т. е. размѣрамъ
аэростата въ высоту; такъ что для меньшаго аэро
стата (поперечный діаметръ около 6Ѵ2 саженъ;—
латунь)
Т
будетъ равно 18° цельсія.
Итакъ, ясно, что борьба съ естественными коле
баніями разности температуръ внутри и внѣ аэро
стата можетъ быть болѣе, чѣмъ успѣшна.
Высокая температура аэростата не только уве
личиваетъ его подъемную силу, но и заставляетъ
также падающій на его поверхность снѣгъ немед
ленно таять и стекать въ видѣ воды.
Благодаря самостоятельному дви-женію аэростата
и охлажденію (усиленному) его поверхности встрѣч
нымъ потокомъ воздуха, искусственное нагрѣваніе
должно быть меньше, чѣмъ это мы вывели изъ опы
товъ; но за-то, при этихъ условіяхъ, и естествен
ное нагрѣваніе аэростата дѣйствіемъ солнечныхъ
лучей должно настолько-же уменьшиться, такъ что
соотвѣтствіе между тѣмъ и другимъ нагрѣваніемъ
не должно нарушиться.
Равновѣсіе температуръ требуетъ, чтобы тепло,
даваемое аэростату черной трубой, было равно теп
лу, теряемому аэростатомъ. Но такъ какъ разность
температуръ между внутренностью черной трубы
(съ ея горячими газами и парами) и внутренностью
аэростата, по крайней мѣрѣ, въ 10 разъ больше,
чѣмъ искусственное нагрѣваніе
(!')
воздушнаго ко
рабля, а лучеиспускающая сила черной поверхно
сти не менѣе чѣмъ въ 4 раза больше лучеиспуска
нія блестящей поверхности аэростата,—то и выхо
дитъ, что черная труба, идущая по всей длинѣ его,