75
мѣстѣ, т. е. когда она имѣетъ довольно работы.
Для странъ же первобытныхъ, пустынныхъ, хотя
и обильныхъ естественными богатствами, она долго,
долго существуетъ въ убытокъ строителямъ.
Расходы на построеніе желѣзнаго пути нельзя
соизмѣрять съ ожидаемою отъ него доходностью,
расходы же на воздушное сообщеніе всегда можно
сообразовать съ доходностью мѣстъ, гдѣ оно пред
полагается. Можно всегда выстроить столько аэ
ростатовъ, чтобы потребность страны въ передви
женіи грузовъ и пассажировъ была строго удовле
творена ими.
Напр., на Сибирь нашу, для начала, можетъ быть
было-бы довольно какой нибудь сотни аэростатовъ,
которые и всѣ то стоютъ три миллиона. А выстрой
те-ка дорогу,—она вамъ какъ разъ обойдется въ
300—400 милліоновъ; а сколько непрерывныхъ ра
сходовъ по эксплоатаціи потребуетъ, сколько мукъ
и хлопотъ—не исчислить!
Аэростаты, если только не настроено ихъ очень
много, могутъ разсчитывать на самый высокій пе
ревозочный тарифъ и даже трудно вообразимую
доходность. Дѣйствительно, будутъ ли они нуж
даться въ пассажирахъ и грузахъ, когда ихъ до
роги проложены повсюду и всегда: черезъ болота,
тундры, лѣса, пустыни, озера, овраги, горы—въ
грязь и слякоть, когда радъ сколько хочешь дать,
только перевези—облагодѣтельствуй!
Сдѣлайте серебряный аэростатъ —и онъ вамъ
будетъ давать 100°/о чистой прибыли на затрачен
ный капиталъ; даже аэростатъ изъ червоннаго зо
лота дастъ приличный процентъ!