70
ограничены мелкими гаванями, ничтожною глубиною
рѣкъ, куда имъ приходится заходить, и громадною
ихъ стоимостью; размѣры идеальныхъ аэростатовъ
могутъ быть во много разъ больше, а потому—так
же и скорость ихъ.
Многія мѣста кораблю мало доступны: иногда —
вслѣдствіе замерзанія моря или плавающихъ во
миолеествѣ льдинъ, иногда по мелководью или вслѣд
ствіе обилія коралловыхъ построекъ, подводныхъ
скалъ и камней. Другія мѣста опасны и безполез
ны, иапр ., по крутизнѣ береговъ. Аэростату, по
нятно, ничто подобное не препятствуетъ достигать
желаемыхъ пунктовъ.
Корабль, на протяженіи огромныхъ пространствъ,
не встрѣчаетъ ни земли, ни прѣсной воды, ни то
плива-, аэростатъ все это можетъ достать почти на
каждомъ шагу.
Относительно воды это очевидно, относительно же
топлива—я объяснюсь.
Дѣйствительно, ничто не мѣшаетъ аэростату при
водить въ дѣйствіе свои двигатели однимъ газомъ
(для чего температура аэростата понемногу искус
ственно повышается, чтобы подъемная сила его не
падала отъ сжиганія газа), который молено добыть
вездѣ, гдѣ есть дрова, распространеніе же ихъ почти
повсемѣстно.
Аэростатъ можетъ и наоборотъ—жечь одинъ ке
росинъ, который найдется въ любомъ уѣздномъ го
родѣ или далее селѣ.
Итакъ, корабль доляеенъ дѣлать громадные запа
сы топлива, вѣсъ которыхъ іюглошдетъ полезную