72
напр., въ вагонахъ желѣзнодорожныхъ поѣздовъ.
Кромѣ того, на кораблѣ должно быть оставлено и
мѣсто для машинъ, топлива, пищи и воды—для умы
ванья и питья. На аэростатѣ такой тѣсноты быть
не можетъ, число-же пассажировъ на немъ соотвѣт
ствуетъ его воздухоизмѣщенію, между тѣмъ какъ
корабль принимаетъ только Ѵіо или Ѵзо Д°лю того
числа путешественниковъ, которое онъ мо?кетъ под
нять.
Такимъ образомъ, цѣнность аэростата, при од
номъ числѣ пассажировъ съ кораблемъ, въ десятки
разъ меньше цѣнности послѣдняго, также какъ и
непрерывныя денежныя траты.
Дѣлать же суда малыхъ размѣровъ невыгодно
уже и потому, что при малыхъ размѣрахъ, онѣ не
будутъ достигать надлежащей скорости, сравнитель
ное яге число пассажировъ не увеличится.
Поверхность аэростата, по отношенію къ числу
пассажировъ и, въ особенности, по отношенію кгь
грузу, гораздо больше, чѣмъ у корабля, и потому
у аэростата должно бы больше разрушаться (ржа
вѣть) матеріалу, чѣмъ у корабля; но если принять
въ соображеніе, что разъѣдающее дѣйствіе морской
воды во много разъ сильнѣе дѣйствія падающаго
иногда дождя и снѣга, тающаго и стекающаго съ
теплой поверхности аэростата, то станетъ ясно,
что и въ этомъ отношеніи перевѣсъ скорѣе на сто
ронѣ воздушнаго корабля.—
Сравнимъ теперь аэростатъ съ желѣзными доро
гами.
Желѣзная дорога только тогда выгодна, когда
она ностроена въ густо заселенномъ и торговомъ