ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 370

66
ЗЕМСТВА.
]\§
J
ныхъ.
Но
этотъ
пріѳмъ
обозначенія
примѣняется
лишь въ
тѣд,
случаяхъ,
когда
согласный
заканчиваетъ
собою слово,
или
де
произносится
слитно
съ
слѣдующимъ
гласнымъ,
напр.,
стопъ
..
столь,
объявить
выбью.
Перѳйдѳмъ
теперь
къ
разсмотрѣвію
тѣхъ
случаевъ,
когда
согласный
произносится
слитно съ
слѣдующимъ
гласнымъ.
Мы
замѣчаемъ
при этомъ,
что
сочѳтанія
твердый
согласныхъ съ гласными
обозначаются
весьма
просто
и
естественн
т.
-е.
буквами
алфавита,
соотвѣтству
ющими
даннымъ
звукамъ,
напр,
СО.
Если
же
мы
возьмѳмъ
сочѳтаніе
того же
согласнаго,
но
только
мягкаго съ
тѣмъ
же
гласнымъ,
то мы
выразимъ
это
различіѳ
съ
помощью
иной
буквы
гласнаго,
т.
е.
ся
(ср.
также
са
і.
се,
су
||
сю'
сэ
II
се,
ся
II
са,
та
||
тя
,
ту
||
тю
и т. п
).
Такнмъ
образомъ,
мы
приходимъ
къ
заключенію,
что въ
орѳографическихъ
иаписаніяхъ
са
и
ся
буква
с
обозначаетъ
согласный
звукъ
не
сполна,
именно—
не
обозначаетъ
его
твердости
или
мягкости;
буквы
же
а
и
я
обозначаюсь
болѣѳ
одного
звука,
а
именно:
буква
а
обозначает
гласный
звукъ
а,
да
еще
показываѳтъ,
что
предыдущій
согласный
слѣдуетъ
произносить
твердо,
буква
я
обознаѳтъ
тоже
гласный
звукъ
я,
да
еще
мягкость
предыдущаго. Итакъ:
хотя
орѳографп-
ьескія
написанія
са
и
ся
и
зыражаютъ
пронзношѳніе,
но
въ
нихъ
буквы
порознь
не
соотвѣтствуютз
звукамд,
не
параллельны
звукам
и
нужно
написать
цѣлый
слогъ, чтобы
определить,
твердо
или
мягко
слѣдуетъ
произнести
согласный;
потому-то
это
основное
свойство
русскаго
письма называютъ
принципомъ
силлабическим,
или
поскладнымз.
„Итакъ,
въ
чтеніи
и
письмѣ
основой
слова
нужно признать
СЛ015,
а
не
отдѣльный
звукъ.
Изученіѳ
звуковъ
каждаго
порознь,
заставляя
учениковъ
выполнять
невозможную
работу
сліянія
ихъ,
изъ
которыхъ
въ
чистомъ
видѣ
совсѣмъ
не
существуете
очень
многихъ,
приноситъ
огромнѣйшій,
иногда
непоправимый,
вредъ
при
достиженіи
уснѣховъ
какъ въ
чтеніи,
такъ
и
въ
письмѣ.»
На
ряду
со
статьями,
безусловно
отвергающими
звуковой
методъ,
можно, однако,
встрѣтить
статьи,
защищающія
и
отстап-
зающія
этотъ
методъ.
Однако,
и
эти
послѣднія
статьи
не
защи-
щаюсь
уже
звуковой
методъ
во
всей
его
неприкосновенности,
а
предлагаюсь
вносить
тѣ
или
иныя частичныя
измѣненія
и
улуч-
шенія.
Такъ,
напр.,
статья
А.
Флерова
въ
„Вѣстникѣ
Школы»
за
текущій
годъ
(№
71
74)
„Обученіе
чтенію
бѳзъ
обучѳнія
сдіянія
звуковъ"
предлагаетъ
отказаться
отъ
наибодѣе
характер-
наго
и
основного
въ
звуковомъ
методѣ
пріема.
Въ
концѣ
ДО'
вольно
обширной
статьи,
посвященной
обзору
„новыхъ
методовъ
1...,360,361,362,363,364,365,366,367,368,369 371,372,373,374,375,376,377,378,379,380,...748
Powered by FlippingBook