ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 369

J^
0
3
ВЪСТЕИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
66
куетъ
нѳ
потому,
что
разсмотрѣли
каждую
его
вѣточку,
а
только
по
вхъ
общему
виду,
по
внѣшнему
очертанію,
по
ихъ
зрительной
схѳмѣ."
Эти экспериментальный
данный
весьма ясно
и
убеди-
тельно
говорятъ,
что
обученіѳ
чтѳніго
по
звуковому
методу
на-
ходится
на
неправильно
понимаемыхъ законахъ
процесса
чтенія,
противорѣчащихъ
даннымъ
изслѣдованіямъ
вышеозначенныхъ
учѳныхъ.
Звуковыя
упражненія
не только
не
помогаютъ
при
достиже-
ніп
успѣховъ
правильной
ороографіи,
но
ученпки
благодаря
имъ
усваивактъ
себѣ
очень
вредную
привычку
полагаться
только
на
слухъ
при
письмѣ,
пзъ-за
которой
они
и
не
научаются
правильно
лпсатъ
за все
время
прохожденія
учебнаго
курса.
Чтобы
правильно
написать
слово,
нужно
знать
некакъоно
звучитъ,
а
какъ оно
напечатано
въ
книгѣ,
т.
е
учѳникъ
долженъ
знать
его
зрительный образъ.
*)
Сколько
бы
разъ ученикъ
ни
вслушивался
и
сколько
бы
разъ
ни
произносилъ,
напр.,
каждое
пзъ словъ
съ
буквою
ѣ
или
съ
сомнительной согласной
буквой,
онъ
не
получптъ
никакого
представлензя
о
правильномъ
начерта-
ніп
этпхъ
словъ,
пока не вспомнитъ
ихъ
образъ.
Кромѣ
этого
у
дѣтей,
прошедшихъ
полностью
звуковыя упраж-
нѳвія,
очень часто
случаются пропуски
буквъ
и
даже
слоговъ
при
ппсьмѣ,
а
также
и
искаженіе
смысла
словъ,
особенно,
когда
встрѣчаются
мягкіе
слоги
и
нѣсколько
лодъ
рядъ
согласныхъ,
напр.,
тырахе
вмѣсто
страхз
,
ламыпа
вмѣсто
лампа
и т.
д.
Ошибки
эти
произошли
отъ
неправильно
поставленнаго
метода
изученія
орѳо-
графіи,
построеннаго
не
на
твердыхъ,
добытыхъ
экспѳрименталь-
нымъ
путемъ,
филологическпхъ
данныхъ.
Звуковой
методъ
обученія
грамотѣ
изученіе
орѳографіи
ста-
витъ
на
тѣ
основы,
какъ
и
обучѳніѳ
чтенію,
т.
-е.
начинаетъ
учить
съ
звука; между
тѣмъ,
филологія
говоритъ,
что
основной
приндипъ
русскаго
письма
есть
не
звуковой,
а
поскладной
(спллабическій).
Вотъ
что
говоритъ
по
этому
поводу
проф.
В. А.
Богородицкій
въ
своихъ
„Очеркахъ
по
языкознанію
и
русскому
языку'*:
„Мы
уже
знаемъ,
насколько
широко
развита
въ
русскомъ
языкѣ
катѳгорія
мягкихъ
согласныхъ,
такъ что
почти
для
каждаго
твердаго
соглас»
наго
имѣется
соотвѣтствующій
мягкій. Мы
знаемъ
также,
что
для
различенія
твердости
и
мягкости
согласныхъ
русское
письмо
пользуется
спеціальными
начѳртаніями
5
и
ь'
пѳрвымъ
для
ооо-
значенія
твердости,
а
вторымъ
для
обозначенія
мягкости соглас-
*)
См.
экспериментальный
изслѣдованія
Лая,
Меймана
и
др.
1...,359,360,361,362,363,364,365,366,367,368 370,371,372,373,374,375,376,377,378,379,...748
Powered by FlippingBook