ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 366

62
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНОКАГО ЗЕМСТВА.
Дв 3
она
уже разъ
удалась
ребенку,
она
оказывается почти
сознатель-
ной,
пригодной
не только
для
даннаго
гласнаго,
но
и
всякихъ
другихъ.
„Изъ
всего сказаннаго
мною
здѣсь
слѣдуетъ:
„1)
Что
по
всякому
методу
ребенокъ
въ
концѣ
концовъ
вы-
учится
читать,
и что
хотя
вопросъ
о
мѳтодѣ
преподаванія
грамоты
весьма
важенъ,
но
все же не
такъ, какъ,
повидимому,
многіе
склонны
думать;
гораздо
важнѣѳ
ясное
пониманіе
учитѳ-
телемъ
принциповъ
избраннаго
метода:
зло не отъ самаго
метода,
а
отъ
пониманія
его;
2)
что
умѣніемъ
читать
дѣти
обязаны
не
основамъ
метода,
а
случайностямъ,
проявляющимся
въ
нѳмъ,
или
даже
они
научаются
вопреки ему
(напр.,
подсказы
при
„звуковомъ"
методѣ);
3)
что
всѣ
употребительные
въ
Россіи
методы,
не исключая
и
новѣйшихъ,
сводятся
къ
буквослагатель-
ному;
4)
что
буквосдагательный
методъ
слѣдоватѳльно,
и
всѣ
другіе)
не
заслуживаетъ
названія
метода,
ибо
достигаетъ
цѣли
не
тѣми
пріемами,
которые
вытекаютъ
изъ
его
сущности
(ме-
тодологически),
а
такими,
на
которые
онъ
набрѳлъ
ощупью,
но
которыхъ
либо
не
замѣчаетъ
самъ,
либо
не
въ
состояніи
объ-
яснить.
„Будущность,
конечно,
за
звуковымъ
методомъ
)
но не
мви-
мозвуковымъ,
практикуемымъ
со
временъ
Стефани,
который
не
можетъ
воплотиться
въ
собственной
форму
лѣ
чтенія
(„чтеніе
должно
быть
простымъ
перечисленіемъ
названія
буквъ«),
а
та-
кимъ,
въ
которомъ
рѣчь
оперируетъ
только
надъ
звукомъ,
а
глазъ
надъ
буквой.
Въ
этомъ
методѣ,
который
можетъ
быть
названъ истинно
-звуковымъ,
или
(въ
виду
узурпаціи
термина
„звуковой"
мнимозвуковымъ
методомъ)
зрительно-фонетическими
,
буквы
не
должны
называться никакъ:
ни
мыслете,
ни
эмъ,
ни
э
мъ,
ни
даже
мг.
Умѣніе
читать
сочетаніе
буквъ
должно
быть
достигнуто
естественнымъ
путемъ:
буква (знаніе
формы)
исклю-
чительно
зрительнымъ,
а
сочетаніе звуковъ
путемъ
комбинацій,
вытекающихъ
изъ
данныхъ
действительной
фонетики,
а
не
той,
которая
то
и
дѣло
смѣшиваетъ
буквы
и
звуки
и
110
лѣтъ
(съ
1804
года)
тщетно
бьется
надъ
раскрытіемъ
„тайны"
сліянія".
Такимъ
образомъ,
г.
Житомірскій
въ
этой
статьѣ,
какъ
п
въ
брошюрѣ
своей
„Какъ
же
учить
грамотѣ?"
(изд.
„Трудъ",
М. 1915
г.,
ц.
50
к.),
устанавливаете
положеыіѳ,
что
до
сихъ
поръ
не
учили
читать,
а
лишь
выработали
нѣкоторые
практи-
ческіе
методы
заставить
ученика научиться
читать
самому,
прп
чемъ
не
всегда
даже
и
помогали
ему,
а
наоборотъ
мѣшаля,
1...,356,357,358,359,360,361,362,363,364,365 367,368,369,370,371,372,373,374,375,376,...748
Powered by FlippingBook