ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 365

3
ВЪСТНИКЪ
1'ЯЗАНСКАГО ГУЕЫРНСКАГО ЗЕМСТВА.
61
буквы
и
абстракцію
гласнаго
изъ
ряда
скпадовъ
съ
однимъ
и
гѣмъ
ясѳ
гласнымъ
на
концѣ
такъ
жѳ
безсозвательно,
какъ
опрѳ-
дѣляѳтъ
точное
движеніе
языка
и
другихъ
органовъ
рѣчи,
когда
он
ъ
учится
говорить,
или
движеніо
сочлененій
и
мускуловъ
ноги
И
способъ
сохраыенія
равновѣсія,
когда
онъ
учится
ходить.
Если
въ
этихъ
абстракціяхъ
и
опредѣленіяхъ
и
есть
какая-либо
тайна,
-го
развѣ
только
въ
томъ,
почему
инженеръ,
опредѣлягощій
дѣй-
ствіе
гораздо
менѣе
сложной
машины
чѣмъ
человѣческій
органъ,
или
языковѣдъ,
выясняюгцій
значеніе
какой-нибудь
синтактиче-
ской
катѳгоріи
въ
рѣчи
^припомнимъ,
сколько
грамматики
спо-
рятъ
о
томъ,
что
такое
видъ
глагола),
или
фонетистъ,
изслѣду-
ющій
способы
образованія
звука,
тратитъ
на
это
огромный
ум-
ственный
трудъ,
а
ребенокъ—
усваиваетъ
нужное
дѣйствіе,
дѣ-
лаѳтъ
нужную
абстракцію
и
скорѣе
и
лучше теоретика,
хотя
не
лодозрѣваетъ
даже
ни
своей
работы,
ни
добытыхъ
результатовъ.
„Что
дѣти
не
заучиваютъ наизусть
формулъ
скпадовъ
(бе-(-
а=ба),
нѳ
трудно
убѣдиться
при
обученіи
по
этому методу. Ре-
бенокъ
обыкновенно
нуждается
въ
подсказѣ
учителя
только
для
первыхъ
нѣсколькихъ сочѳтаній
той
или
другой
серіи
слоговъ
(напр.,
бе
о
бо,
вѳ
о
во,
ге
о
го),
но
въ
концѣ
этой
серіи
онъ
говоритъ
правильно
и
безъ
помощи
учителя
це
о
цо,
че
о
-чо,
ша
шо
и
пр.
Что
ребенокъ
абстрагируетъ
полезные
звуковые
элементы,
а
не
яапоминаетъ
формулы
наизусть,
я
не-
однократно
убѣждался слѣдующимъ
способомъ:
усыпивъ
внима-
ніе
ребенка
къ
названіямъ
буквъ
носредствомъ
задаванія
ему
рада
задачъ,
содержащихъ
только
встрѣчавшіяся
въ
складахъ
названія
(бе
у
?,
ве
у
?,
ге
у
?
и
пр.),
я
потомъ
въ
пе-
ремѣшку
вставлялъ
другія
названія,
которыя
въ
складахъ
не
ыогутъ
встрѣчаться,
напримѣръ,
начинающееся
на
й,
э
,
мягкій
согласный,
или
иностранный
звукъ,
и
получалъ
правильный
от-
вѣтъ,
составленный
по
аналогіи
съ знакомыми
сочетаніями.
Дѣло
шло,
примѣрно,
такъ:
„Вопросы:
бе
о,
же
о,
энъ
о,
э
о
(т.
е.;
о)
ѳ
о
(т.
е.:
йэ
о).
„Отвѣты:
бо,
жо, но,
о
(т.
е.
3
о),
g
(
т
-
е
-
йо),
ся
о
(т.
е.
сьа
о),
ша
о
кя
о
(т.
е.
кьа
о),
tha--o
(англ.)
сё
(т.
е.
сьо),
шо,
к
ё
(т.
е.
кьо),
tlio
и
пр.
„Если
эта
бѳзсознатедьная
абстракція
при
мнимозвуковомъ
методѣ
наступаетъ
поздно,
то
причина
этого
лежитъ
въ
томъ,
что, при
отсутствіи
однообразныхъ
сѳрій
сочетаній,
т.
,е.
отсут-
ствіи
аналогіи,
абстракщя
дается
гораздо
труднѣе.
Зато,
когда
1...,355,356,357,358,359,360,361,362,363,364 366,367,368,369,370,371,372,373,374,375,...748
Powered by FlippingBook