ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 368

64
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
ДІо
3
словъ,
она часто
встрѣчается
не
только
у
первогодковъ,
но
и
у
учениковъ
старшихъ
отдѣленій
начальной
школы.
Правильность
чтенія
и
рѣчи
страдаѳтъ
именно отъ
звукового
метода
обученія
грамотѣ,
какъ это
точно
и
неоспоримо
доказали
пзслѣдованія
нѣмецкихъ
врачей
при
разрѣшеніи
вопроса
о
при-
чинахъ
развитія
заиканія у
дѣтей
школьнаго
возраста.
И
особен-
ный
вред],
въ
этомъ
отношеніи
составляют
я
предварительный
преде
обученіемъ
звуковыя
упражненгя
(разложеніе
словъ на
звуки
и
сліяніе
звуковъ).
Новѣвшая
экспериментальная
педагогика
го-
ворнтъ
намъ,
что
разложеніе
словъ
на
звукп
п
произнесете
зву-
ковъ
въ
отдѣльности
въ
тотъ
возрастъ,
когда
привычка
рѣчи
еще
не
укрѣпидась
и
не
установилась,
ведетъ
къ
нарушонію
и
ненор-
мальностямъ
въ
области
рѣчи.
Несмотря
на
значительное
количество
затраченнаго
времени
на
звуковыя
упражненія,
ученикамъ
очень
трудно
дается
сліяніѳ
мягкихъ
слоговъ,
напр.:
ми,
ня,
си,
ря, ри
и т.
д.,
которые
при
чтеніи
у
нихъ
выговариваются,
какъ
мьи
или
май,
сьи
или
ш
и т.
д.
Отсюда
получается
искаженіѳ
смысла читаемаго
слова,
совершенное
ненониманіѳ
прочитаннаго
Благодаря
этимъ
же
зву-
ковымъ
упражненіямъ
полз^чается тягучесть
чтенія,
првшептыва-
нія
слоговъ
при
процессѣ
его,
неестественная
дикція
при
чтеніи,
неправильное
произношеніе
звуковъ
въ
словахъ,
напр.:
вмѣсто
страх?:
сытырахд,
предмете
пыредыметз
и
проч.
Я
чѣмъ
учитель строже
и
систематичнѣе
придерживается
требованій
методикъ
звукового
метода,
тѣмъ
больше
и
сильнѣе
слышится
въ
дѣтскомъ
чтеніи
и
рѣчи
филологическихъ
ошибокъ
„Самый
процессъ
чтенія у
опытныхъ
чтецовъ,
какъ пока-
зали точныя
экспериментальный
изслѣдованія,
произведенныя
двумя
нѣмецкими
учеными
психологами
Эрдманомъ
и
Доджемъ,—
происходить
не
буква
за
буквой
и не
во
время
движенія
глаза
вдоль
строчки,
а
во
время
тѣхъ
остановокъ
или
паузъ, который
дѣлаетъ
читающій
глазъ.
Эти паузы
такъ
кратковременны,
что
глазъ
во
время
ихъ
не
имѣетъ
никакой
возможности
различить
отдѣльныя
буквы
въ
словѣ,
какъ
это показали
точнѣйшія
измѣ-
ренія
времени.
Чтеніе
происходитъ
посредствомъ
распознаванія
словъ,
какъ
цѣлыхъ
зрительныхъ
образовъ,
имѣющихъ
каждое
свой
внѣшній
видъ,
характерную
внѣшнюю
форму.
Такимъ
обра-
зомъ,
мы
читаемъ слово не
потому,
что
распозналикаждую
букву,
а
потому,
что
увидѣли
его
общее
внѣшнее
очертаніе,
подобно
тому,
какъ
мы
узнаемъ
кирпичный
домъ
не
потому,
что
увидѣли
въ немъ
каждую
его
составляющую кирпичину,
или
узнаемъ
1...,358,359,360,361,362,363,364,365,366,367 369,370,371,372,373,374,375,376,377,378,...748
Powered by FlippingBook