ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 371

^
3
ВЪСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО
ГУВЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
67
j
сігособовъ
обученія
грамотѣ"
покойный
Н.
Ахутинъ
въ
жур-
ваяѣ
„Учитель
и
Школа"
(августъ
1914
года)
приходитъ
къ
выводу,
чт0
„послѣдующая
разработка
желательнаго
способа
обу-
здан
грамотѣ"
должна
итти
„въ
направлен!
и:
дальнѣйшихъ
при-
влечена
вз
звуковой
способе,
на
основѣ
аналитико-синтетичегкой,
заимствованіями,
въ
необходимыхъ случаяхъ,
простѣйшихъ
евѣдѣній
и
изъ
фонетики".
Наибольшая
полемика,
однако,
въ
журнальной
литературѣ
за
истекшій,
частью
и
текущій
годы
вызвана не
звуковымъ
ме-
тодом'ъ,
а
такъ
называемымъ
„американскимъ"
или
„методомъ
цѣлыхъ
словъ".
Этотъ
методъ
за
послѣдніе
годы
становится все
болѣе
и
болѣѳ
популярнымъ
въ
текущей
педагогической
лите-
ратурѣ,
а
во многихъ
случаяхъ
даже
начинаѳтъ
входить
и
въ
школьную
практику. Большинство
статей,
посвященныхъ
„аме-
риканскому"
методу,
носятъ
полемическій характеръ, при
чемъ
противниковъ
его
можно
насчитать
едва-ли
не
больше
чѣмъ
защптниковъ.
Подъ
исключительное
свое
покровительство
этотъ
мѳтодъ,
подъ
названіемъ
„словозрительнаго
метода",
беретъ
жур-
налъ
„Народное
Образованіе",
издаваемый
при
св.
синодѣ.
Но
л въ
этомъ
журналѣ
американскій
методъ
трактуется
не
съ
приндипіально-общей
точки
зрѣнія,
охватывающей
этотъ
методъ
во
всей
его
полнотѣ,
но
суживается
онъ
до
его
разновидности
„словозрительнаго
методам
въ
обработкѣ
П. П.
Мироносицкаго.
Уясненію
типовъ
„словозрительнаго"
метода
посвящена
статья
г.Попова
въ
4
„Народнаго
Образованія"
за
1914
го
дъ
подъ
заглавіемъ
„Очередной
вопросъ".
Въ виду
краткости
этой статьи,
мы
ее
приводимъ
почти
цѣдикомъ.
„Недавно
вышли
три
руководства
обученія
грамотѣ
по
сло-
возрительному
методу
г-жи
Соловьевой
съ
коллегами,
г-жи
Фор-
тунатовой
съ
Шлѳгеръ
и
П. II.
Мироносицкаго. Первыя
строятъ
обученіе
грамотѣ
на
чтеніи
словъ
при
помощи
буквсннаіо
анализа
словъ.
Напримѣръ,
дѣти
прочитали
слово
„еотъ".
Теперь
имъ
даютъ
другое
слово
„»готъ«
и,
путемъ
сравненія
послѣдняго
съ
первымъ,
заставляютъ
прочитать
новое слово.
Это
наиболѣе
удачный
примѣръ
сравнительнаго
изученія
въ
сущности
одно-
звучныхъ
словъ.
Но
такихъ
случаевъ
очень немного.
Обычно
между
словами
сходство
заключается
въ
однозвучности
Ші
вь:
Маша,,
с
ума,
с^/л«ашедшій;
ліахорка,
сололш...
Возьмемъ
Другое
слоговое
сочетаніѳ
ша
,
или
со,
или
хо,
ка
;
съ точки
зрѣнія
каждаго
изъ нихъ
подберемъ
ряды
близкихъ
словъ...
Эта близость
гораздо
отчетливѣе
чѣмъ
та,
которая
основывается
5
1...,361,362,363,364,365,366,367,368,369,370 372,373,374,375,376,377,378,379,380,381,...748
Powered by FlippingBook