ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 364

60
В'ВСТНИКЪ
РЯЗАНСКАГО ГУБЕРНСКАГО
ЗЕМСТВА.
^
j
какое
обученіе
по
„звуковому"
методу
не
можетъ
избѣгнуть,
но
настаивать
на
необходимости
этихъ
вспомогательныхъ
средствъ
методъ
не
можетъ,
такъ какъ
не
въ
состояніи
объяснить,
почему
нельзя
обойтись безъ
предварительныхъ
упражненій
или
одно-
временнаго
обученія
чтенію
и
письму.
Изъ
всѣхъ
этихъ
црі-
емовъ
наиболѣе
полезнымъ
и
лучше
всего
ведущимъ
къ
цѣци
оказывается
нодсказъ
результата
сліянія,
т.
е. тотъ
имѳнао
пріемъ,
котораго
методъ
стыдится
и
теоретически
не
признаѳтъ.
„Откровенно-буквослагатѳльный
методъ
(буки
азъ
ба,
бе—
а
ба)
всю
сипу
видитъ
въ
томъ,
чтобы
учащійся
запомнияъ
наизусть
всѣ
формулы
сочѳтаній,
составлягощихъ
нѣкое прѳдло-
женіе
или
равенство,
въ
лѣвоя
сторонѣ
котораго
названія
буквъ,
а въ
правой
рѳзультатъ
слитія
соотвѣтствующихъ
зву-
ковъ
(буки
+
азъ=ба;
бе-[-а=оа).
Между
тѣмъ,
совершенно
невѣ-
роятно,
чтобы
даже
наиболѣе
способный
дѣти
въ
состояніи была
запомнить такое
огромное
количество
безсмысленныхъ
сочетаній
(складовъ),
не
говоря
уже
о
малоспособныхъ,
которыя, однако,
рѣдко
оказывались
неспособными
выучиться
читать.
„Гораздо
вѣроятнѣе
и
доказательнѣе
предположить,
что
уча-
щейся
безсознательно
абстрагируѳтъ
звукъ
изъ
названій
буквъ,
отличая все
ненужное,
совершенно
такъ,
какъ онъ это
дѣлаетъ
и
при
мнимо-звуковомъ
методѣ.
При
всѣхъ
этихъ
методахъ
ученику
удается
чѳрезъ
нѣкоторое
время,
когда
на
припоминаніе
назва-
нія
буквъ
уже
перестаетъ
тратиться
энергія
;
добраться
ощупью
до
тайны
,
не
сліянія,
а
тайны
передѣлки
сочетанія
названій
буквъ
въ
сочетаніе звуковъ, путемъ
исключенія
или
игнориро-
ванія безполезныхъ
элементовъ
въ
этихъ
названіяхъ
;
по
спѣду-
ющимъ
схемамъ:
Нашъ
Онъ
Олово
еръ
НОО,
эНъ
'О—
3
эСъ
НОО,
5
Нъ
Ю
5
С
НОО,
>Н—
:
'О—
Оы_НОС
и т.
под,
„Въ
откровенно-буквослагательномъ
методѣ
ученикъ
доби-
рается
до
этой
„тайны"
благодаря
систематическому
распредѣ-
ленію
складовъ.
Повторяя
бе
а
ба,
ве
а
ва,
ге
а га и
пр. безконечное
число
разъ,
самый
тупой
ребенокъ
въ
конці
концовъ
усваиваетъ
ихъ
общій
элементъ
(чистый
гласный
а;
не
З
а,
т.
е.
названіе
буквы,
которое
онъ зналъ
и
раньше)
и
умѣніѳ
отдѣлить
чистый
согласный
отъ
названія
буквы
отъ
Мы-
слете,
или
эМъ,
или
5
М).
Усвоеніе
идетъ
такъ
же
безсозна-
тельно
и въ
полномъ
соотвѣтствіи
съ
усвоеніѳмъ
грамматическим
категорій
и
способовъ
ихъ
образованія
въ
рѣчи
ребенкомъ,
без-
сознательно
говорящимъ
на
данномъ
языкѣ...
„Ученикъ
дѣлаетъ
абстракцію
согласнаго
звука
изъ
названш
1...,354,355,356,357,358,359,360,361,362,363 365,366,367,368,369,370,371,372,373,374,...748
Powered by FlippingBook