а мы жили в невероятной тесноте. Но меня больше ин
тересовала другая сторона броненосца. Он был создан
но самой новейшей конструкции. Спускаясь по трапам с
одного этажа на другой, я заглядывал во все его поме
щения, во все закоулки, в многочисленные железные ла
биринты, Не считая главных, машин, котлов, башен,
артиллерии, минных аппаратов, радиорубки, я всюду
натыкался на какие-то вспомогательные механизмы, до
бавочные приборы. Во всех отсеках, то переплетаясь
между собой, то расходясь в разные стороны, проходили
электрические провода, переговорные трубы, паровые
или водопроводные трубы с обилием всевозможных кла
панов. То же самое было и за двойным бортом. Батарей
ная палуба и башни соединялись элеваторами с бом
бовыми погребами, расположенными на самом дне, где
у нас должны будут храниться огромнейшие запасы
пороха и разных снарядов. Короче говоря, удивлению
моему не было границ перед всей сложностью этого
железного чудовища.
III
. . .
Один философ сказал: «Учись хорошенько слушать,
ибо это полезнее, чем хорошо говорить». В моем положе
нии ничего не оставалось, как взять это изречение за ру
ководство в своем поведении на корабле. Я догадывался.,
что нахожусь под негласным надзором. Недаром стар
ший офицер сразу запомнил мое лицо и при каждой
встрече смотрел на меня подозрительно. Хотелось бы
только узнать, кому поручено следить за мною.
Но это не мешало мне самому познавать, чем дышит
команда, изучатъ характеры офицеров и организацию
службы на корабле, а впоследствии — и всей нашей
эскадры.
Пока что для меня 'ближе был личный состав нижних
чинов. Многие матросы были призваны из запаса. Эти
пожилые люди, давно отвыкнув от военно-морской служ
бы, жили воспоминаниями о родине, 'болели разлукой
34