А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 106
—
102
—
тому,
кто
имеет
материал
охватывающий
чаще
всего
гораз-
до
большую
территорию
и
работающих
в
обстановке
цен-
тральных
или
областных
научных
учреждений.
■
Вторая
ошибка
—
смешение
краеведческого материала
с
чисто
образовательным
и
с
материалом
педагогической
рабо-
ты
над
местным
и
не местным
материалом,
в
котором
те-
ряется материал
работы краеведческой
в
настоящем
смысле.
Ярче
всего
эта
ошибка
выявлялась на
школьном
выставоч-
ном
и
музейном
материале.
Часто
школа выставляет свою
работу
и
оставляет
ее
в
школьном
музее,
не
различая
того,
что
относится
к
изучению
края
и
того,
что
является
только
местным
материалом
для
ученья,
здесь
представляется
весь
процесс
обучения;
часто,
в
целях
сравнения
и
оценки
жиз-
ни
разных
мест
рядом
оказываются
краеведческие
об'екты
и
об'екты
не
местного
края.
Ни указанное,
ни
то,
что
говорят
некоторые
учителя,
оправдывая
такое
положение,
а
именно,
что
школа
этим го-
товит
учащиеся
к
краеведческой
работе,
нельзя
считать
пра-
вильным.
Конечно,
всякое
обучение
грамоте,
измерению,
кол-
лекционированию,
графическому
изображению
можно назы-
вать
подготовкой
к
краеведческой
работе,
но
ведь
это
де-
лается
не
только
для
краеведения
и
не
только
даже
для
строительства края,
т. к.
задача
школы
и
всего
педагогиче-
ского
процесса
еще
шире
и
выводят
ее за
пределы
изуче-
ния
одного
своего
края.
Вред
такого смешения
двойной.
Во-первых,
сами
уча-
щиеся
не
воспитываются
как
краеведы,
на
строго
ограничен-
ном
материале,
во-втором—
те,
кому нужны
результаты
крае-
ведческой
работы
школы, затрудняются
воспользоваться
ею.
Об
этих
ошибках
говорит
проф.
Вл.
Вл.
Богданов
так:
„Школы
с
краеведной программой
нередко
делали
ту
ошиб-
ку,
что
самодеятельное
наблюдение
школьника,
заменяли
осведомительными
соображениями
педагога
об изучаемом
крае
в
классе,
или
даже,
вводя
школьника
в
обстановку
природы
и
жизни,
не
руководили
или
неудачно руководили
выбором
предметов
наблюдения".
„И
в
том
и
в
другом случае
работа
школьнику
была
не
под
силу".
„И
другую
ошибку
делала
школа,
именно
тем,
что школь-
но-краеведный
музей
(памятник
природы
и
жизни
местного
края),
она
превращала
в
педагогический
материал,
обильно
дополненный
сравнительным
материалом
из
других
областей,
т.
е.
тем,
чего нет
в
своем
крае"...
1...,96,97,98,99,100,101,102,103,104,105
107,108,109,110,111,112,113,114,115,116,...256