А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 98

94
Вопросы
краеведения
в
старших
группах
(8
и
9
-й)
школы
ІІ-й
ступени.
Если
вопросы
краеведения
для
семилетки
получили
до-
статочное
освещение
в
новых
программах,
то этого
совсем
нельзя
сказать
о
программах
второго
концентра.
Они
почти
совершенно
не
касаются
этого
вопроса.
Какие
причины
этому
явлению?
Причины
две:
характер
самих
программ
и
отсут-
ствие
опыта
такой
работы.
Мы
здесь
попробуем
проанализировать
общеобразова-
тельные
программы
с точки
зрения краеведа.
Начнем
с
обществоведения.
Оно
делится
на
историю
и
современность.
История
начинается
с
феодализма,
затем
переходит
к
городу, торговому
и
промышленному
капитализму,
закан-
чиваясь
характеристикой
утопического
и
научного
социализма
и
Интернационалами;
в
области
русской
истории прослежи-
вается
история
русского
капитализма.
Нам
думается,
что
было бы
возможно
при
работа
по
русской
истории,
при
проработке
таких
тем,
как
народниче-
ская
революция,
пролетарская
революция,
не
только иллю-
стрировать
темы местным
материалом,
но и
собрать
его
на
местах,
как
часть
великого
общего
движения,
как
один
из
его
потоков.
Это
с
одной
стороны
оживило
бы
преподавание,
дав
ему
конкретное выражение,
а
с
другой
позволило
бы
поставить
обучение
на
исследовательскую почву.
Тему
о
„Современности"
вполне
естественно
было
бы
строить
не
упуская
из
виду
ее
отражений
на
местах,
не
при-
давая
ей
излишне
общего
характера.
Так,
характеризуя
-опасности
НЭП'а,
например,
эконо-
мическое
усиление кулака
в
деревне
и нэпмана в
городе,
было
бы
желательно
это показать
в
окружающем.
Вопрос,
о наличии
планового
руководства
промышлен-
ностью
можно
было
бы
исследовать
на
примере
деятельности
местных
плановых
органов
и
на
обследовании
какого-либо
предприятия.
Вопросы
госторговли
также
требуют
конкретного
под-
хода.
Так
и
во многом
и
другом.
Применяя
принцип
разделения труда,
работы
по
звеньям
можно
было
бы
собрать
достаточно
интересный
материал.
В
литературе
при
проработке
тем
„Современные
рус-
ские
писатели
и
поэты"
было бы
в
высшей
степени
полез-
ным
ввести
краеведческую
тему--„Рязанские
писатели
и
1...,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97 99,100,101,102,103,104,105,106,107,108,...256
Powered by FlippingBook