—
97
—
только
усвоить
мысль,
что
вся
та
работа,
которую
он
про-
водит
на этом
уклоне,
по
изучению
учреждений,
среды,
насе-
ления
есть
краеведческая
работа,
т.
к.
в
результате
ее
получается картина
состояния
просвещения
на местах.
Овла-
деть
методами
краеведческого
обследования
политпрответ-
чику
особенно
важно.
Краеведение
в
кооперативном
уклоне.
Если
мы
перейдем
теперь
к
кооперативному
укло-
ну,
то
из
той
задачи,
которая
поставлена
перед
уклоном
—
го-
товить
кооператора-общественника
с
полной
ясностью
выте-
кает
и
необходимость
в
краеведческой
работе
по
изучению
вопросов,
важных
для
местной
кооперации.
Такие вопросы
первой
вводной
работы
по
кооперации
будут:
составление
и
разбор
бюджета
семьи
учащегося,
разбор
бюджетов
рабочих
кустарей
и
крестьян,
подсчет
классовых
группировок
в
мест-
ных
деревнях,
знакомство с
местной
частной
торговлей,
выяс-
нение
ухудшения
крестьянского
хозяйства
при
дроблении
на
мелкие
участки.
Эти
вопросы
необходимо
проработать
на
основе
мест-
ных
материалов,
частично
добыть
их
самим,
это
будет
краевед-
ческая
работа
экономического
порядка.
Разбив учащихся
на
группы
по
темам,
нетрудно
будет
провести эту
интересную
рабо-
ту,
очень
ценную
в
смысле познания местного
края.
Заменять
эту
исследовительскую
работу
работой
над
готовым
материа-
лом
—
было
бы
глубокой
и
вредной
ошибкой.
Изучение потребительской
кооперации
должно
базиро-
ваться
на
материалах
местного
кооператива,
т. к.
такое
изуче-
ние
даст
яркий
и
живой
образ
состояния
и
организации
ко-
оперативной
работы
в
настоящее
время.
Изучение
жилищной
кооперации,
земельных
коллек-
тивов,
производительно-подсобных
кооперативов
(мелиоратив-
ные,
машинные,
по
электрофикации,
контрольные
союзы
и т.
д.)
хозяйственных
товариществ, кустарно-
промысловых
товариществ,
союзов
кооперативов
также
лучше опирать
на
исследовательскую
работу.
Программа
допускает условное
изучение,
требуя
непо-
средственного
ознакомления
только с
обществом
потребите-
лей
и
сельско
-
хозяйственным
товариществом.
На
наш
взгляд
необходимо
более
пристальное
и
внимательное
изучение
учащимися
хотя
бы
одного вида
кооперации. С
при-
менением
звеньевой
системы
это
даст
возможность
изучить
все
имеющиеся
на
месте
виды
кооперации
путем
краевед-