А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 105

101
зяйству
своего
села
это
еще
не
краеведение,
а,
может
быть,
обычная
учебная
работа.
Пусть
школа
упражняется
на
мест-
ном
материале,
и
содержание
бесед
о
природе,
труде,
быте
и
проч.
берутся
из
жизни своего
края;
как
это
ни
хорошо,
но
это,
пока,
не
больше,
чем
местный
материал.
Хорошо
бы
и
ѵзнать
многое о
своем
крае,
но
это может
не
быть
больше
того,
что
дает
знание
предмета—
география
своего
края.
Признаком
настоящей
краеведческой
работы
в
школе
является
не
только
местный материал
и
не
только
об'едине-
ние
его
в
географию
края,
но
и
то,
что
эта
работа
должна
быть
самостоятельной
и
научной
или
научно-производствен-
ной.
Правда,
возникает
у
многих
вопрос,
может
ли
такую
работу
выполнять
учащийся,
да
еще младших
классов
и
да-
же,
пожалуй,
может
ли
сам
учитель.
Школа
может
дать,
хотя
немного,
но
настоящего
крае-
ведческого
исследования,
полезного
науке,
строительству
края,
обществу.
И
дать
это
может
каждый
школьник.
Так
говорят,
прежде
всего,
сами
работники
науки. Вот.
как
об
этом
высказывается
проф.
Вл. Вл.
Богданов:
„Наблюдение
предметов
и
явлений
своего
края
нужно
поставить
основой всякой
школы
с
краеведной
программой.
Что
может
дать
всякий
школьник
наблюдение.
Если
он не
умеет
наблюдать,
его
нужно
к
этому
направить".
(Сборник,
изд.
Ц.
Б. К.
„Вопросы
Краеведения",
статія
„Задачи
крае-
ведения
в
России",
Вл.
Вл.
Богданов,
стр.
9).
И
далее:
„Настоящее
поле
логической
деятельности
краеведа
наблюдение, классификация,
определение,
описа-
ние,
индукция".
„Для
школы,
как и
для
краеведения
вообще,
следует
выставить
основной
лозунг
учитесь
наблюдать,
наблюдайте,
описывайте
и
собирайте
предметы".
„Результаты
их
краеведной
работы,
их
наблюдения,
описания,
вещественные
предметы,
об'ективны,
вечно неиз-
менны
и
вечно
нужны".
Эти
мысли
сберегут
от возможных
и
распространенных
ошибок.
Чрезвычайно
важно
представлять
себе
пределы
воз-
можного
в
краеведческой работе
и в
смысле
границ
доступ-
ного
и в
смысле самых
широких
и заманчивых
возможностей.
Можно указать
три
существенных
ошибки
в
краевед-
ческой
работе. Первая
та,
что
краеведы
иногда
берутся
за
решение
научных
проблем,
за
-обобщения,
для
которых об-
становка
их
работы
и
границы
края
не
дают достаточного
материала.
Их
дело
собрать
материал
в
своем
крае,
а
дело
обработки
его
до
постановки
научных
проблем
принадлежит
1...,95,96,97,98,99,100,101,102,103,104 106,107,108,109,110,111,112,113,114,115,...256
Powered by FlippingBook