—
103
—
...Она
не
подготовляла
школьника
—
наблюдателя
разби-
раться
в
классификации
своего
краевого материала
и
пре-
секала
тем
путь
к
естественному
развитию
в
школьнике
бу-
дущего
краеведа-исследователя".
Мы повторяем
предостережение
и
от
третьей
ошибки.
Так
называемый,
„краеведческий
материал",
т.
е.
и
краевед-
ческий
и
некраеведческий,
спутанный
вместе,
оставался
у
школы
неиспользованный
никем
другим
и
был
бесполезен
для
краеведения,
хотя
в
нем
и
нашлось
бы
нечто
ценное
для
знания
края.
Происходило
это,
помимо
указанной
выше
причины,
еще
от
недостатка
организованной
работы,
от изо-
лированности
школы
от
краеведческих
ячеек
и
от
хозяйствен-
ных
учреждений.
Совместная
с
ними
работа
необходима.
Она
выделит
нужное,
полезное
для
краеведения
с
самой
началь-
ной
организационной
стадии
работы.
Пока
нам
важно
было
установить,
что школа на осно-
вании своих
программ,
постоянно
работая
над
местным
ма-
териалом, стремится
осуществить
активную,
самодеятельную
работу
учащихся
и
сумеем сперва,
может
быть
в
очень
ма-
лой
доле,
вести
краеведно-исследовательскую
работу.
Правда,
происходит
любопытное,
по
своему,
недоразу-
мение.
Чаще
всего
учителю
кажется,
что помимо
обучения
детей
его
убеждают
самого стать
„краеведом"
и
сверх
про-
граммы
наваливают
„краеведение",
т.
е.
„на
бедного
Мака-
ра
все
шишки
валятся".
Несомненно,
дело
должно
обстоять
и
обстоит
иначе.
Что учитель
сам
должен
быть краеведом
—
правда;
видимо
иначе
и
быть
не может с
тем,
кто
будет
учить
других крае-
ведческой
работе;
он
должен
знать
„вкус"
того,
что
предла-
гает
и
должен
сам
попробовать
настоящей
исследователь-
ской
краеведческой
работы.
Взять
ее
нужно
не из
програм-
мы,
а из
подсказанного
личным
интересом
и
краеведчески-
ми
организациями.
Очевидно
и
то,
что
область
его
работы
должна
быть
очень
ограниченной,
осуществимой,
и
вот,
в
ней
он
сумеет
иметь
учеников;
ее он
безусловно
введет
в
школу.
При
таком
толковании,
краеведческая
работа
учи-
теля
не
сверх-нагрузка,
а ключ
к
определению
очень
может
быть
ограниченной
области
работ
по
краеведению,
но
насто-
ящему,
исследовательскому.
Может
быть,
и
должно
быть,
что
учащиеся,
интересуясь
отдельными
из
них,
расширят
эту
область,
это
естественно,
но
и
здесь
учитель
не
растеряется,
потому
что не
нужно
быть
специалистом
во всех
областях,
чтобы верно
содействовать;
работе
других.