А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 96

92
использование
населением"
(стр.
149).
Особенно
это
касается
шестого
года.
„При
применении
программ
к
местным
условиям следует
также иметь
в
виду
ближайшее окружение
школы.
Програм-
мное
содержание
будет
несколько
варировать
в
зависимости
от
того,
находится
ли
школа
в
центре
крупного
столичного
города
или на
его
окраине,
в
большом
губернском
городе
или
в
маленьком
провинциальном"
(стр.
150).
Если
понимать
это
„применение"
только
в
смысле
подбора
об'ектов,
то это
будет
замена
одного
книжного
или
экскурсионного
материала другим, правда
более
близким.
Исследовательский
метод
требует
исследовательского
изуче-
ния
этого
материала
в
условиях
местного
края.
Работа
в
области
общественно-полезного
труда,
напри-
мер,
борьба
с
вредителями
и
сорняками,
привлечение
полез-
ных в
сельско-хозяйственном
отношении
птиц,
участие
в
празднике
урожая,
в
дне
леса,
в
организации контрольных
животноводческих
или
птицеводных
товариществ,
обще-
ственная
работа
по
благоустройству
жилищ
и
поселка,
и
т.
д.
требует
предварительного
краеведческого изучения.
Внимательное
чтение
об'яснительных
записок
по
есте-
ствознанию
еще
более
выясняет
необходимость
серьезной
краеведческой
работы
в
области
естествознания,
поскольку
об'ектом
работы
является
ближайшее
крестьянское
хозяйство.
Это
изучение
может
вылиться в
краеведческую
монографию,
имеющую
не
только
школьное значение.
Торфяные
болота,
лес,
волокнистые
растения,
шерсть
и
волос,
рыба,
птица,
домашнние
животные
в
шестом
году
надо
изучать
прежде
всего
на
местных
об'ектах,
дополняя
не-
достающее
необходимым
книжным
материалом.
В
седьмом
году
всвязи
с
изучением
человека
и
эволюцион-
ной
теории
опять таки
вполне
возможна
работа
краеведче-
ского типа.
Изучение
явлений
естественного
отбора
проводится
та-
ким
образом,
что они
дают
ценный
библогический
материал
по
изучению
местной
природы.
И
в
работе
по химии
и
физике
мы
встретили
такие
вопросы, которые
можно
ставить
на
местном
краевед-
ческом
материале,
обследуя
городское
благоустройство,
гигие-
ну
жилищ,
технику
жизненного
обихода
города
и
деревни,
деревенские кузницы
(виды
горнов),
производя
метеорологи-
ческие
наблюдения,
обследуя
водопровод
и
канализацию,
колодцы,
пожарную
охрану,
водяные
мельницы,
применяемое
топливо
с точки
зрения
его
физических
свойств,
местные
1...,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95 97,98,99,100,101,102,103,104,105,106,...256
Powered by FlippingBook