А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 99
—
95
—
поэты
современности",
поставив
ее
хотя
бы
в
порядке
клуб-
ной
работы.
Программы
по
естествознанию
дают
достаточно
широ-
кую
основу
для
продуктивной
краеведческой
работы;
назо-
вем
ряд
тем:
исследование
местных
грунтовых,
вод,
ключей,
источников,
колодцев
водоснабжения,
изучение
деятельности
реки,
оврага,
песков,
мелиорации.
Исследование
местных
гор-
ных
пород
и их
переработки;
исследование
полезных
иско-
паемых
и
окаменелостей.
Работу
эту
нельзя
строить
иначе как
на
исследователь-
ской
основе,
а
здесь-то
и
будет
вполне
возможно
и
уместно'
придать
этому
исследованию
не
общий,
а
местный,
краеведче-
ский
характер.
Общеобразовательная
основа
работы
от
этого
не только не
проиграла
бы,
но
стала
бы ярче,
конкретней..
В
девятом
году изучение
эволюционного
учения
необхо-
димо
подкрепить
хотя
бы некоторыми
фактическими
сведе-
ниями,
касающимися
данной
местности,
например,
обследо-
ваниями
ископаемых,
наблюдениями
характерных
случаев
местной
изменчивости,
исследованием
по
географии
местных
растений
и жияотных.
Изучение борьбы
за
существование,
перенаселения,
есте-
ственного
отбора,
изменчивости
—
необходимо
проследить
на
местном
материале.
Наконец,
вопрос
о
практическом
применении
учения
об'
эволюции
вплотную
подводит
школу
к
краеведному
обсле-
дованию
приемов
отбора
в
данной
местнооти,
к
обследова-
нию
работы
селекционных
станций
и
т. п.
Об'яснительные
записки
к
программе
по
естествознанию
дают достаточно
указаний
(см.
напр., стр.
81,
91,
92
п.
5,
93
а,
б,
94
в,
96—97).
Для
сельской
школы
указывается
интересная
тема
„Обследование
приемов искусственного
отбора,
применяемых
крестьянами
в
данной
местности".
Таким
образом,
программа
по естествознанию
дает
до-
статочные
указания
в
краеведческом
направлении. Школам,
необходимо
все
эти
указания
использовать.
Краеведческая работа
в
связи
с
уклонами.
В
настоящее
время
опубликованы
НКП
программы
по
предметам
уклонов.
В
связи
с
этим
возникает
вопрос,
какое
место
найдет краеведческая
работа
в
уклонах.
Нам
представляется,
что
роль
краеведения
здесь
осо^
бенно'
ценна
и
полезна.
1...,89,90,91,92,93,94,95,96,97,98
100,101,102,103,104,105,106,107,108,109,...256