—
96
—
Возьмем
просветительные
уклоны
—
школьный,
культ,-
просветительный,
дошкольный.
Весь курс
„Содержание
и
методы
работы"
строится
на
конкретной
основе знакомства с
соответствующими учрежде-
ниями в
окружающем,
на
изучении
их
работы.
Так,
напр.,
тему
„Обществ.
-политвоспитание
и
органи-
зация
детского
коллектива"
вполне
уместно
строить
на
базе
непосредственного
знакомства
с
какой-либо
школой
и
ее
организациями.
Или
изучение
„Руководства
просветительной
работой"
можно
построить
на
сообщении
учителя,
на
про-
чтении
главы
III
из книжки
Иорданского
или
же на
непо-
средственном
обследовании
местных
органов
учащимися.
Преимущество
последнего
способа
налицо.
И
здесь
нельзя
отговариваться
отсутствием времени:
распределение
уча-
щихся
на
обследовательские
группы
по
важнейшим
об'ектам
исследования даст
возможность
обойти
эту
трудность.
Знакомство
с
массовой
школой,
с школьным
зданием,
с
охраной
здоровья,
опять-таки
требует
непосредственного
знакомства.
Работа
по
педологии
требует
учета
физической
среды,
обследования
семейно-бытовых
условий
жизни
учащихся
1-ой
ступени,
исследования
круга
представлений,
интересов,
местных
игр,
детского
труда,
детских
сообществ.
Давая
материал
по
педологии
эта
работа
даст
нам
кар-
тину
жизни
современного
ребенка
в
определенных
условиях
эпохи
и
среды.
Те
же
рассуждения
с
некоторыми
вариациями,
обусло-
вленными
характером изучаемых об'ектов
мы
должны
повто-
рить
и
относительно
дошкольного
и
политико
-просветитель-
ного
уклона.
Для
дошкольного
уклона
особенно
ценно
и
важно
исследовать
среду
в
физическом
и
духовном
отношении,
ибо
здесь
ее
влияние
особенно
сильно.
Политпросветработа
носит,
как
известно,
строго
локаль-
ный
характер,
поэтому
здесь
краеведческий
принцип
должен
быть выражен особо
строго.
Наши
политпросветработники
должны
хорошо
знать
ту среду,
в
которой
работают.
Поэтому,
научиться
изучать
эту
среду
крайне
важно
для
практической
работы.
Изучение
разного
рода
политико-просветительных
учреждений
также
должно
основывать
на
непосредствен-
но м их
изучении
во
всех основных
разрезах
их
работы.
Программа,
поэтому,
достаточно
уделяет
место
обследова-
тельной
работе,
подвергать
ее
дальнейшему
аназизу
здесь
нет
места.
Лицу,
руководящему
этой
работой,
необходимо