А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 104
IV.
Как
работать
в
школе по
изучению края.
По
идее
нашу
школу
Соцвоса
называют
краеведной.
По
программе
своей
воспитательной
и
образовательной
работы,
школа все
время
ориентируется
на
местный
край
и
окружающую
жизнь.
Основанием
для
этого является
1)
педагогическое
пра-
вило
исходить
в
работе
из
конкретного,
местного,
близкого
и
жизненного
материала
и
2)
цель
—
воспитать
гражданина,
будущего
строителя
жизни,
умеющего
.
самостоятельно
по-
дойти
к
изучению
жизни.
Последнее
неминуемо
приводит школу
к
краеведческой
работе,
при
этом
не
только
к
необходимости
знать
свой
край,
но
и
к
умению
изучать
его.
Как
известно,
программная
работа
нашей
школы
охваты-
вает
изучение
окружающей
местности,
своего
района
и
жиз-
ни
его
во
всех ее
проявлениях
и
включает
так
много
местно-
го
материала,
что
возникает
вопрос,
что
же
в
ней
не
крае-
ведческого.
Но
на
деле,
можно
совершенно
не
найти
в
ра-
боте
наших школ
краеведческой работы.
Есть
три разных
вещи:
первая
—
знание
края,
готовое
даваемое
учителем
или
учебником;
несомненно оно
необхо-
димо,
но
не оно
в
данном
случае
наша
конечная
задача.
Вто-
рая
—
наглядное
и
самостоятельное
приобретение
этого
зна-
ния
учащимися;
оно может отличаться
от
первого
одной
ак-
тивной
формой проработки
и
будет
с
педагогической
точки
зрения, более ценной
работой.
Наконец,
есть
третье
—
крае-
ведная
работа,
которая
может помочь
науке
и
производ-
ственной
деятельности,
работа
ценная
не
только,
как
учеб-
но-педагогический
процесс,
как
упражнение
или
приобрете-
ние
готовых
знаний,
хотя
бы
и в
активной
форме,
но
рабо-
та
полезная
обществу.
Было
бы ошибкой
свести
краеведение
к
самодовлею-
щему педагогическому
процессу
и
не
дополнить
тем,
что
есть
в
настоящем
исследовательском
краеведении.
Следует
ли
считать за
краеведение
всю
учебную рабо-
ту,
основанную
на
местном
материале,
служащим предметом
письма,
беседы,
счета и
т. п. в
школе.
Нет,
считать,
писать
'
о
сельском
хозяйстве,
хотя
бы
в
цифрах
относящихся
к
хо-
1...,94,95,96,97,98,99,100,101,102,103
105,106,107,108,109,110,111,112,113,114,...256