А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 151

147
однократно
издавались,
они
найдутся
в
названном выше
пособии
„Программы
для
наблюдений
и
собирания
коллек-
ций".
Теоретические
сведения
и
технические
указания,
кото-
рые
нужны
при
изучении
растительных
сообществ
и
геогра-
фии
растений,
также
должны
быть
исключены
из
этой
ин-
струкции,
а взяты
краеведом
прежде
всего
из
названной
книги
„Как
изучать
свой
край"
и
той литературы,
которая
рекомендуется
там.
Мы
ограничимся,
по
возможности,
краткими
замечания-
ми,
чтобы
ввести
читателя
в
вопрос изучения
и
показать
значение
отдельных
сторон
его.
Составление
списка
растений
(флоры)
так
же
необхо-
димо,
как
необходим
инвентарь
имущества
какого
либо
крупного
хозяйства;
нужно
знать,
что имеется
в
районе;
ра-
стения
бывают
интересные
в
техническом
отношении,
ле-
карственные,
ядовитые,
более
или
менее
ценные
в
кормовом
отношении
и
т.
д.
Таких
полных списков
„флор"-
нет ни
для
Ряз.
губ.
в
целом,
ни
для
одного
из
уездов
ее,
ни
для
одной
волости
Ряз.
края.
Между
тем
эта
работа
могла
бы быть
выполнена
сравнительно
в
короткий
срок;
ее
может
выполнить
один
краевед
года
в
три
для
района
радиусом
в
5—10
кило-
метров. Работа
сводится
к составлению списка
растений,
найденных
и
правильно-названных
на
латинском
и
местном
русском
языке,
к
составлению
гербария; гербарий
нужен
как
доказательство
находок
и
правильности определения;
при
каж-
дом
гербарном
экземпляре
должна
быть приложена
этикетка,
в
которой
кроме
названия
гербария
и
названия
растения
(на
латинском
языке,
родового
и
видового,
с
фамилией
я
втора
названия),
должно
быть указано:
а)
местонахождение
(губ.
у., волость,
пункт),
б)
место-обитания
(лес,
луг,
поле
и
т.
п.
угодья
или
сообщества),
желательно,
описанное несколько
более
подробно
(лес
хвойн.,
лиственный,
ольшаник, луг
сы-
рой,
кочковатый
и т.
под.);
в)
дата
нахождения
и
цветения
растения,
обильно
ли
встречается;
г)
средний
размер,
если
гербарный
экземпляр
не
дает
о
растении верного
пред-
ставления;
д)
фамилия
нашедшего
и
д)
определившего.
Перед
каждым начинающим
эту
работу,
встает
прежде
всего
вопрос
о
затруднениях,
какие он
встретит при опре-
делении
растений;
но
следует
знать,
что:
1)
часть
растений
определяется
очень
легко,
часть
действительно
трудно;
нуж-
но
начать
эту
работу
и
окажется
она
пройдет
отчасти
без
затруднений;
что же
касается
трудностей,
то
трудные ра-
стения
распадаются
на
две
группы;
часть
определяется
лег-
1...,141,142,143,144,145,146,147,148,149,150 152,153,154,155,156,157,158,159,160,161,...256
Powered by FlippingBook