А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 156

152
книжку написаннуюВ. В.
Алехиным
и
Д.
П.
Сырейщиковым
„Методика
полевых
ботанических
исследований"
изд.
1926
г.
из
серии
„Библиотека
краеведа",
как
включающую указания
и
по
сбору
гербария
и
по
обследованию
различных
сообществ.
При ботанико-географической
работе
нужно
собирать
гербарий
характерных
для
сообщества
растений.
Нужно
учесть
условия
места,
в
частности,
иметь
сведения
о
рельефе,
геологич.
строении, орошении,
почве,
а
для
этого
уметь
найти
и
использовать
соответствующие литературные
источ-
ники и
произвести
лично
наблюдения,
при
чем,
нужно
под-
твердить
свои
наблюдения
документами,
особенно
по
отно-
шению
к
почве
и
коренной
породе,
взятыми
почвенными
образцами.
Как производится
последняя
работа
указано
в
сборнике
„Как
изучать свой
край"
в
статье
проф.
Не-
устроева С. С.
„Как
изучать
почвы
своего
края",
и в
„Про-
граммах
и
наставлениях
для
наблюдений
и
собирания
коллекций".
III.
Педагогическое
значение
изучения растительности
и
отдель-
ных
вопросов
его.
В
программах
школы,
даже
первой
ступени,
включено
изучение
сообществ—
угодий,
а в
программе
ШКМ
оно
за-
нимает
видное
место.
В ШКМ постоянно,
на
летний
период
указываются
гербарные
работы.
Для
ІІІ-ей группы
4-х
летки
„4.
Луга
нашей
деревни-
заливные
и
суходольные".
„Типичные
растения лугов
"
в
„пояснениях
к
темам"
....
„Весной
есть
возможность
делать
выходы
из
класса
в
лес,
на
луга
и
в
поле,
собирать
некоторые
растения".
В IV
группе
„Итоги
летней
работы".
1.
Леса,
луга
и
характер
почвы
в
крае
В ШКМ
для
I
года.
„Собирание образцов
полевых
и
огородных
растений
и
наиболее
характерных
диких
расте-
ний";
летние
работы. Сбор
гербариев.
Развитие
раститель-
ности
на
лугу.
Характер
растительности
на
различных
лугах
(суходольных,
приречных,
заливных,
заболоченных,
лесных).
Вредные
и
ядовитые
растения
на
лугу.
„Сорняки".
Для
11-го
года:
„Итоги
работы
за лето
разбор
герба-
риев
и
коллекций;
отбор
лучших
и
интересных
экземпляров
для
кабинета
по
естествознанию,
классификация
материала"'
1
).
„Наблюдения
над
жизнью
природы
(почва
расти-
тельность
.
.
.
)
осенью".
*)
Примечание: (Е.
Я.): Почему-то
не
указан
в
программах
такой
отбор
для
краеведч. музеев:
школьного,
волостного,
краевого.
1...,146,147,148,149,150,151,152,153,154,155 157,158,159,160,161,162,163,164,165,166,...256
Powered by FlippingBook