—
153
—
„Растительные
сообщества
различных лугов
(сухо-
дольных,
заливных,
на
истощенных
и
богатых
почвах
и
т.
д.).
Причины
заболачиваемости
луга
и
уплотнения
луга.
.
Жизнь
луга,
болота,
их
виды,
их
жизнь".
„Биологические
особенности
луговых
растений
в
зави-
симости
от
различных
условий
данных
лугов
III.
„Б.
Природные
условия
сел.-хоз-ва
в
районе
школы
и в
данной
области
Госплана
(сравнительная
краеведческая
работа)".
„
д)
Растительный покров
данного
края.
Гербарии
различных
растительных
сообществ
(есте-
ственных
и
искусственных).
Установление
зависимости
в
распределении различных
растительных
сообществ
от
рельефа,
почвы,
орошения
и т.
д.".
„VI.
Летние
работы.
Те
же
задания
(
. .
.
.
сбор
гер-
бариев,
коллекций
и
т.
д.),
что
и
в
I
году,
но
применительно
к
новым
заданиям
по
сел.
хозяйству".
В III
году
ШКМ.
„I
—
Итоги
работы
за лето
—
подведение
итогов
наблю-
дения, выставка;
„II.
Пути
коренного
улучшения
сел.-хоз-ва.
5. Как
улучшить
неудобные
земли".
„Как
осушить
заболоченную
землю
. .
.
Мелиоративные
товарищества".
Таким
образом
в
4-х
летке
в
очень
скромных
размерах,
а в
ШКМ
весьма
заметно
введено
изучение
растительности.
Поэтому
мы
предлагаем
две
группы
вопросов
к
краеведче-
скому
изучению
растительности:
1)
о
флоре
мест;
2)
о
со-
обществах
растений.
После
сказанного о
краеведческом,
географическом
и,
производственном
значении
изучения
растительности,
гово-
рить
об
образовательном
значении
этой
работы
излишне.
Но следует
сказать о
значении ее
для
разных
возрастов.
Прежде
всего с
этой
работой
связано
приобретение
некото-
рых
навыков
в
гербаризации
и
определении
растений.
Но
эти
навыки
полезны
и
для
фенологических наблюдений,
для
производственных
знаний,
для
изучения
того же
сельского
хозяйства. Учителю трудно
обходиться
без
них,
когда
ему
приходится узнавать растения,
для
фенологических
наблюде-
ний,
или
пополнять
учебное оборудование
для
изучения
мор-
фологических
и
биологических
особенностей
растений,
важных
в
сельском
хозяйстве. И учащимся
нужны
некото-
рые
навыки
во
1-х,
в
ШКМ,
готовящей
более-
менее
культурных
хозяев;
во
2-х,
в
4-х
летке,
как
ручная
работа,