—
42
—
строй,
как
переходный
от капитализма
к
социализму"
К
ново-
му
строю приходится переходить
от сложившихся
хозяйствен-
но-экономических
и
культурных
форм;
учет
их
необходим,
а
всего
лучше
их
наблюдать
и
анализировать
в
непосред-
ственном
окружении.
Особенно
близка
к
краеведческой
ра-
боте
программа
по
естествознанию
и
географии.
Если
семилетка
в
построении программ
не
всегда
четко
выявляет
краеведческую
основу
своей
работы,
то
в
ШКМ
эта
основа
ярка,
точна
и
определенна.
Основное
требование
к
работе
каждой
ШКМ
такое,
чтобы
их
„программы правильно отражали
план
поднятия
и
пере-
устройства
крестьянского
хозяйства,
разработанный
местными
земельными
и плановыми
органами".
Общая
установка
ШКМ
также
ясно
и
четко
утверждает
важность
краеведения,
как
педагогического
принципа.
Целью
первого
года
является
выяснение
хозяйственных
и
культурных
недостатков
деревни
в
районе,
обслуживаемом
школой
по
материалам
краеведческой работы,
по
изучению
крестьянского
хозяйства
данной
деревни
и
тех
деревень,
от-
куда
ребята;
при
проведении
в
жизнь
мероприятий
по
подня-
тию
производительности
хозяйства изучаются природные,
общественно-политические
условия
местного
хозяйства.
Для
второго
года
намечена
выработка
организацион-
ного плана
улучшения крестьянского
хозяйства,
для
чего
требуется
определить
систему
хозяйства
наиболее
целесообраз-
ную
и
выгодную
в
районе,
изучить
развитие
производитель-
ных
сил
и
классовой
борьбы
в
прошлом.
Все
это
требует „углубленной
краеведческой работы,
охватывающей
все
природные,
экономические
и
общественно-
политические
факторы".
В 3-м
году
учащиеся
посильно
участвуют
в
коренном
переустройстве
крестьянского
хозяйства
и
жизни
деревни
на
основе
кооперирования
и
т.
д.
Для
этого
необходимо
„
даль-
нейшее
углубление краеведной
работы".
И
для
фабрично-заводской
школы тот
же
краеведческий
уклон
для
успеха
ее
учебно-воспитательной работы
также
необходим,
как
для
городской
семилетки
и
ШКМ.
Значительно
сложнее
обстоит
дело, когда
мы
имеем
дело
со
старшими
группами
(8
и
9)
школы
девятилетки
и
с
техни-
кумами,
имеющими специальные
задачи,
за
исключением,
мо-
жет
быть
педтехникума,
где
краеведение
должно
составлять
стержень
педагогической
работы.
Для
школ
девятилеток
характер
их
краевеческой
работы
может
определиться
уклоном
их
работы.
Так,
для
уклона