;
:
Для
уяснения нужно, прежде
всего,
отделить
то,
что
не
является
краеведческой
работой
и
внешне-
сходно
с
ней.
Надо
различать
работу,
которая
имеет
характер
настоящего
исследовательского
краеведения
от
неисследовательской
ра-
боты
над
местным
материалом.
Так
как
работа
школы
включает
в
себя
очень много местного
материала
и
основы-
вается
на
нем,
как и
должно
быть,
то
ясно,
что не
может
вся
она
быть
исследовательской.
Не
может
быть
проработан
исследовальски-краеведческим
путем
весь
местный
материал
потому
что
на
это
не хватит
прежде
всего
времени.
Только
малая часть
работы
над
местным
материалом
может
итти
ис-
следовальским
путем.
Конечно,
чем эта часть
больше,
тем
луч-
ше.
Очевидно,
считать
обе
части
одинако-краеведческими
нель-
зя:
слишком
различны
они по
методу
и
слишком
разноценны
Работу
школы
не
исследовательского,
а
осведомительного
характера
с
местным
материалом,
обычно
также называют
краеведческой
в
смысле
старого,
оставленного
толкования,
„родиноведения".
Но
так как основная
задача
того,
что
мы
называем
краеведением
—
есть
или
исследование
или
сбор
материалов
для
него,
то
и в
школе
надо
придерживаться
этого
понимания,
чтобы
не
создавать
путаницу
и
под одним
понятием не мыслить
два
разных
содержания.
Такое
смеше-
ние
всякой
работы
над
местным
материалом
с
исследова-
тельским
краеведением
и
создало
положение,
что
школа
ча-
ще
всего
не
ведет
ни
в
какой
мере
обследовательской
ра-
боты,
но
все
время
занимается
„родиноведением",
метод
работы
далеко
не
отвечает
тому,
что
ожидается
от
краеве-
ведения.
Оказывается.
,что
школа
тратит массу энергии
на
собирание
всякого
рода
материалов
о своем месте
и
крае,
особенно,
статистических,
часто
беря
их
из
волисполкомов
и
сельсоветов,
часто
получает
сведения
не вполне
доброка-
чественные.
Какая
цена
этой
работе?
Какая
цель?
—
посылать
эти
сведения
в
ВИК--не
зачем;
в
уезд?
—
он
получит
их
без
школы;
составить
на
основании
этих
сведений
описание
во-
лости,
монографию
села,
разбавить
подлинные
свои
обсле-
дования
или
даже
потопить
их
в
этом
материале
—
какая
це-
на
этому,
кроме
педагогического
упражнения?
Работа,
только
при
условии
точности,
которая
зависит
от
источников
и
ме-
тода
работы,
которая
производится путем
подлинного
крае-
ведческого
обследования,
сбора
материалов
из
первоисточ^
ника,
только
такая
работа
нужна
краеведению
и нашим
общественным
и
хозяйственным
организациям,
только это
будет
та
краеведческая
работа,
которая
мыслится всеми
сторонниками
краеведения, программами ГУС'а
педагогиче-