А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 54

50
путем
хотя
бы
небольших
самостоятельных
изысканий.
Не-
проверенные
же
соображения
часто
ведут
по
ложному пути.
Приведем
.простые
примеры.
Школа
хочет
развивать
в
деревнях
куроводство.
Во
всех
крестьянских
хозяйствах держат
и
разводят
кур,
не ставя
вопроса,
прибыльна
ли
курица
и как
велика от нее
при-
быль.
Исследование
этого
вопроса
(т.
е.
краеведческая
работа)
показало,
что
во
многих
случаях
курица
дает
убыток
или
очень
маленькую
прибыль
копеек
17
20
в
год.
Такое
же
изучение
выяснило
для
некоторых пунктов полную
убыточ-
ность
разведения
овец
и
баранов.
Поэтому,
если
школа
хочет
в
деревне
насаждать
куро-
водство
или
овцеводство
или
еще
что-либо,
то
она
должна
сперва
провести
предварительную
работу
изучения
данного
явления,
установить
причины
недостатков,
средства
к их
устранению,
обязательно
посоветоваться
с
знающими людьми
(агрономом, врачем),
и лишь
тогда
может
она
начать
свой
опыт и
свою
пропаганду,
если только не
придется
ей
и
вовс
от
работы
отказаться
на
основании
данных
обследования:
Особенно,
осторожными
надо
быть,
когда
берутся
за
серьезное
начинание,
например,
введение
многополья,
улуч-
шенных
севооборотов. Прежде
всего
следует
поставить
во-
прос,
будет
ли
данной
местности
выгодно
бросить
трехполье.
Только
изучение вопроса
даст
на это
правильный
ответ.
Исходить
же из
общего
положения,
что
многополье
лучше
трехполья
недостаточно.
Здесь
возможны
практические
ошибки.
Следовательно,
здесь
нужна
краеведческая
работа;
ее можно
сравнить
с
фундаментом.
Если
она
проведена
хорошо,
то и
вся
другая
работа
стоит
прочно
и
основательно.
В
одной
из
школ
Рязанской
губернии
велась
усиленная
пропаганда перехода
на
семиполье.
Когда
же школа
более
серьезно изучила
все
условия
хозяйства
деревни,
то
ей
приш-
лось
признать,
что
ее
советы
не
хозяйственны
семиполье
не
пригодно,
так как
при
нем
деревне
некуда
деваться
с
лишним
сеном.
Общественная
работа
других
школ,
проведенная без
достаточного
учета
местных
условий,
дала
или
недостаточные
или
совсем
не
дала
результатов
только
потому,
что
была
проведена
без
предварительного изучения
состояния
вопроса
на
месте.
Это
принуждает
нас
к
выводу:
всякая
общественно-
нет
обходимая
работа,
проводимая
школой,
должна
быть
не
1...,44,45,46,47,48,49,50,51,52,53 55,56,57,58,59,60,61,62,63,64,...256
Powered by FlippingBook