А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 49

45
ской
мыслью,
ищущими
в
краеведении
средства
к
развитию
гражданина
строителя
жизни,
ищущими
„социального
вос-
питания".
При
недостаточно
вдумчивом
отношении
программы
ГУС'а
могут произвести
впечатление,
что
в
них
говорится
о
родиноведении;
но из
об'яснительных
записок
видно,
что
такое
толкование
их
односторонне.
Программа,
с
одной
сто-
роны
указывает
на
огромное
значение
работы
на
местном
материале,
а
с
другой
подчеркивает
значение
исследователь-
ского
краеведения. Вот
эти
два
момента
и
нужно
различать
в
программах
ГУС'а.
Значение
краеведения
для
школы.
Краеведение
соста
вляет—
основу-
-работы..
ліаішіх.-
школ,
/
поскольку
в
нашей школьной
работе
выдвинут принцип
/
-
жизненного
преподавания
и
трудового
воспитания.
Нельзя
/
воспитать
борца
за новые
коллективные
формы
жизни,
если
не
ввести
его в
лабораторию
окружающей
жизни,
не
научить
его
эту
жизнь
анализировать,
подмечать
в
ней
основное,
существенное, улавливать закономерность,
связь
явлений,
устанавливать
их
причины.
Но краеведение
важно
и с
методической
стороны,
по-
(
<
скольку
оно
основано
на
наглядности,
активности
зрителье
ных и
моторных
восприятияя, поскольку
оно
возбуждает
все
I
силы
организма,
все
их
призывает
к
совместной
деятельно-
сти.
Широкое
применение
исследовательского
метода,
экскур-
сионно-лабораторных
работ
придают
всей
краеведческой
работе
тот
жизненный
характер,
который
увлекает
детей
и
взрослых.
——
-
Краеведческая работа
не
уводит
детей
и
от
книги:
она
требует
и
книжной
работы;
но вместе
с
ней
книга
становится
ближе
к
ребенку,
не только
открывает
ему широкие
.
горизонты,
но
учит
его,
как
надо
строить
новую
жизнь.
:/
Краеведческая
работа
дает
материал
и
стическое
реаль^?
ное
мировоззрение,
прививает
правильные
методы
работы,
учит
правильному подходу
к
жизни.
(
Нельзя
не остановиться
более
подробно
на
одном
огром-
ном
преимуществе
краеведения
это
научном
воспитательном
характере
работы
при
нем.
При
краеведческом изучении
иду
г
от
наблюдений
к
выводам,
при
чем,
каждый
шаг
вперед
опирается
на
ранее проделанную
работу.
В
полном соответствии
с
развитием
ребенка,
оно
прежде
всего
требует
наблюдения,
т.
е.,
воспитывает
органы чувств,
в
оеобешшети—
зршия:
собирание
материала,
его
учет,
реги-
1...,39,40,41,42,43,44,45,46,47,48 50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,...256
Powered by FlippingBook