А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 51

47
ли
задача,
знает
ли
каждый
свою
задачу,
снабжен
ли он
всем
необходимым
для
успешного
исследования.
Следующий
этап
„это
активное
наблюдение,
собирание,
регистрация",
о
чем мы
уже
говорили.
На
основании
собранного
материала
мы
составляем
описание,
суммируя
(элементарный
синтез)
разрозненные
факты
или
предмет.
Это
приведение
в
систему
тесно связано
с
классификацией
явлений.
Затем,
как
указанно,
выше
идут
анализ
(установление
связей, соотношений,
причин
и
следствий),
завершаясь
син-
тезом
(выводом,
построением
общей
картины
более
связной
чем
простое
описание, гипотезой
или
теорией).
Краеведческая
индукция
носит
практический
и
конкрет-
ный
характер.
Во
всех
этапах
нашей
исследовательской
ра-
боты
присутствует
этот
дух
искания
практического
вывода,
облегчая
отбор
материала
и
поиски
правильного
пути.
В
связи
с
этой
работой
идет
ориентировка
в
простран-
ственных
отношениях,
знакомство
с
разнообразными
вели-
чинами.
Практически
краеведческая
работа
легко отливается
в
форму
проектной
работы.
Выяснение
характера
краеведческой
работы,
позволяет
хотя
бы
в
основном
выяснить
методику
школьного
обследо-
вания.
Методика
эта,
в
основном,
одна
для
всех
возрастных
групп
краеведов.
Всякое
обследование
носит
плановый
характер:
в
про-
цессе
учебной
работы
совместно
с
ребятами
устанавливается
конкретная
цель
работы,
отвечающая
общественным
и
хо-
зяйственным
задачам
советских
и
др.
организаций,
наме-
чается,
что
выяснить и
каким
способом,
составляется
план
работы
в
виде
обследовательской
анкеты или
карточки,
ко-
торая вручается
обследователям.
Если об'ект
обследования
сложен,
то
группа
делится
на
звенья
и
каждому
дается
свое
задание.
При
составлении
плана
работы
выясняется,
какие
об-
щественные
организации
можно
и
нужно привлечь
к
работе,
какие
могут встретиться затруднения,
наконец,
определяется
и
необходимое
для
работы
время.
По
окончании
обследования
производится
сводка
мате-
риала,
который
и
заносится
в
особые
сводные
карточки
или
тетради.
:
,
Важно
обратить
достаточное
внимание
на
органи-
зацию
работы:
она может
быть разная.
Пусть
требуется
вы-
яснить
количество
крупного
и
мелкого
рогатого
скота
в
де-
1...,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50 52,53,54,55,56,57,58,59,60,61,...256
Powered by FlippingBook