А. А. МАНСУРОВ, М. Д. ОСИПЦЕВ, Е. И. ЯБЛОКОВ. КРАЕВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ : ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РЯЗАНСКОГО КРАЯ : ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛ 1 И 2 СТУПЕНИ, СЕМИЛЕТОК И ШКОЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ. ВЫП. 3. - page 52

48
ревне.
Можно деревню
разбитьна
районы,
при
чем
в
каждом
районе
будет
работать
свое звено
обследователей-учеников.
Но
и
может
быть
иное
разделение
труда.
Одно
звено
уча-
щихся
обследует
наличие
коров,
другая—
лошадей,
третье
овец,
свиней,
коз
и т.
д.
При
обследовании
кустарной
про-
мышленности
одно
изучает
мельницу, другое
кузницу,
третье
сапожную мастерскую
и
т.
д
Достаточно
широкое разделение труда при
полной
ясно-
сти,
что
делает
группа
в
целом,
имеет
серьезное
методиче-
ское
значение
в
смысле
расширения
об'ема
краеведческой
работы,
в
смысле
развития
навыков
организованного
труда
и в
смысле
получения более
точных
результатов.
Надо
только
не
упускать
из
вида
момента
об'единения
работы,
синтеза
ее.
Обследовительские
и
исследовательские
группы
могут
быть
разного
состава
от
2-х
до
5
человек.
Большие
группы
мало
целесообразны.
Допустимы
и
индивидуальные
исследо-
вания,
особенно
таких
об'ектов,
обследование
которых
или
нетрудно,
например,
состав
своей
семьи,
трудовой
день
семьи,
или,
наоборот,
таких,,
обследование
которых
затруднительно
при
групповом
подходе,
например,
бюджета
крестьянина.
Динамическое
и
статистическое
краеведение.
В
краеведении
есть
один
момент,
который
нуждается
в
освещении:
это
вопрос
о
динамическом
его
характере
Детей
интересует
более
динамика,
движение,
процесс,
чем
неподвижный,
застывший
об'ект.
Изучая
деревню,
город
нам
приходится
часто
брать
вещи
и
явления
в
застывшей
форме,
детей
это
мало
интересует,
да
и
с
научной
точки
зрения
такое
краеведение
не полно.
На
освещение
динамики
явле-
ний
надопоэтомуобратитьсерьезноевнимание. Например
наблю-
дая
русло
реки,
мы
ищем,
не текла
ли
река ранее
в
другом
месте
;
была
ли
она
ранее
мелководна ;
выясняя
быт
населе-
ния мы ставим
вопрос
о
том,
каков
он
был ранее.
И
так во
всяком
вопросе.
Если
мы
ведем
эту
работу
не
первый
год,
мы
легко
дадим
нашей
работе
сравнительный
характер.
Когда
мы
накопим
данные
за
ряд
лет,
или
если
мы их
имеем
уже,
мы
можем
поставить
вопрос
и
о
диалектике
того
или иного
процесса.
Приведем
пример.
Крестьянское
хозяй-
ство
до
революции
носило
общинный
характер
;
революция
национализировав
земли,
раскрепощает
хозяйство,
переведя
его
в
отруба,
хутора,
но
при
помощи
кооперации,
оно вновь
об'единяет
хозяйства
в
коллективы
более
высокого
порядка.
Эту
диалектику
развития
всего
лучше
выяснить
на
конкрет-
ных
примерах,
не
вводя
особой
терминологии.
1...,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51 53,54,55,56,57,58,59,60,61,62,...256
Powered by FlippingBook