56
теченіемъ воздуха. Если-бы скорость вѣтра была
менѣе 60 километровъ, то, очевидно, аэростатъ могъ
бы двигаться въ любую сторону: противъ вѣтра
медленнѣе, а но вѣтру—быстрѣе своей нормальной
скорости.
Но когда же скорость вѣтра у поверхности земли
бываетъ въ 60 километрахъ?!
— Только нѣсколько разъ въ году, притомъ аэро
статъ въ эти дни можетъ не летѣть противъ воз
душнаго тока, а даже пользоваться попутнымъ вѣт
ромъ, уклонившись въ ту или другую сторону отъ
его направленія, смотря ио надобности. Средняя
скорость вѣтра близъ земной поверхности не болѣе
20 килом, въ часъ, а такую скорость нашему аэро
стату одолѣть не трудно. Только въ высшихъ сло
яхъ атмосферы она гораздо больше, но туда аэро
статъ можетъ залетать лишь при благопріятномъ
вѣтрѣ.
Кромѣ того, летая широкими лѣсными просѣками
или заслоняясь аллеей деревьевъ, которыми обык
новенно обсаживаются большія дороги, воздушный
корабль будетъ вполнѣ почти защищенъ отъ про
тивныхъ теченій. Онъ можетъ также летать по руслу
рѣкъ, одинъ изъ береговъ которыхъ нерѣдко бываетъ
нагорнымъ,—по опушкѣ лѣсовъ, которыми такъ бо
гата сѣверная Россія и Сибирь. Не знаю, насколько
было бы трудно устроить въ первобытныхъ лѣсахъ
широкія просѣки! Во всякомъ случаѣ дорога аэро
стата можетъ имѣть самый неправильный видъ, такъ
какъ подъемы и спуски аэростату не представляютъ
ни малѣйшихъ трудностей: ни ямины, ни колдобины,