60
Можно еще задать вопросъ: остальныя величины,
входящія въ Формулу № 102, не будутъ-ли благо
пріятнѣе для парохода, чѣмъ для аэростата? Разбе
ремъ эти величины по порядку.
1. Произведеніе
(уф
.
к в)
для аэростата мояшо по
ложить таковымъ-же, какъ для корабля—при одина
ковыхъ Формахъ ихъ и одинаковыхъ относительныхъ
размѣрахъ винтовъ.
2. КоеФиціентъ объема
(к
„) близокъ къ единицѣ
и потому имѣетъ мало значенія.
В. (
Э
„) или энергія машинъ парохода меньше, гдѣ
не стѣсняются вѣсомъ ихъ и имѣютъ въ виду, глав
нымъ образомъ, экономію топлива; слѣдов., этотъ
коеФіщіентъ благопріятнѣе для аэростата.
4. КоеФиціентъ двигателей, или относительный вѣсъ
ихъ
(1
\>) для моренаго корабля, повидимому, благо
пріятнѣе; дѣйствительно, изъ № 83, имѣемъ:
№ 103...
к
а= 1 —
к
0
— /;, —
кп
—
кл
— к
т . А такъ
какъ
( к0),
или относительный вѣсъ оболочки аэро
стата гораздо больше, чѣмъ для порохода (и только
броненосецъ можетъ въ этомъ отношеніи сравнить
ся съ аэростатомъ), точно также какъ и кое®, газа
(к,)
имѣетъ порядочную величину (не менѣе -^ ) ,
тогда какъ для броненосца онъ почти нуль,—то яс
но, что
(ко)
меньше для аэростата. За то (7ст), т. е.
относительный вѣсъ топлива для воздушнаго кораб
ля вдвое меньше, такъ какъ тяжелое топливо сжи
гается на аэростатѣ наравнѣ съ газомъ, газъ-же не
идетъ въ счетъ. Да и вообще, аэростату, предна
значенному болѣе для суши (ибо для морей и океа
новъ не плохи и пороходы), нѣтъ надобности заби-