52
частымъ и сильнымъ измѣненіямъ, что нельзя счи
тать полезнымъ ни въ какомъ отношеніи.
Опыты и вычисленія также показываютъ, что
поверхность черной трубы, куда пропускаютъ про
дукты горѣнія, составляетъ лишь малую часть по
верхности аэростата, а потому устройство и помѣ
щеніе ея внутри аэростата не можетъ представлять
трудностей.
VIII.
Поступательное движ ен іе аэростата.
И безъ «присяжной» астрономіи и геометріи можно
уяснить себѣ, что величина солнца громадна; по
добно этому можно доказать, что управленіе аэро
статомъ, не смотря на существованіе вѣтра, есть
вещь весьма и весьма возможная. Послѣ такихъ
предварительныхъ соображеній мы приступимъ и
къ болѣе точному обсужденію этого вопроса, по
средствомъ вычисленій.
Полоягамъ сначала, что воздушный корабль имѣ
етъ тѣ яге размѣры и Форму, какъ и морской паро
ходъ и что помѣщены они въ неподвижныя жидко
сти: одинъ—въ неподвижный воздухъ, другой —въ
неподвияшую воду. Спрашивается — почему аэро
статъ не можетъ имѣть тѣхъ-же скоростей, какъ и
пароходъ?
На это часто отвѣчаютъ, что воздухъ представ
ляетъ опору для винта, приводящаго въ движеніе
аэростатъ, въ 760 разъ «болѣе подвшкную, чѣмъ