55
двигатели къ такому дѣлу указываетъ на чрезвы
чайную ихъ энергію.
Относительно размѣровъ аэростатовъ и всякихъ
приборовъ—живыхъ иди мертвыхъ, —двигающихся
такъ
или иначе, въ
еод
Ѣ
или
въ
воздухѣ, можно
привести въ примѣръ большія и малыя суда, боль
шихъ и малыхъ рыбъ и, наконецъ, —большихъ и
>малыхъ летающихъ въ атмосферѣ животныхъ.
Всѣ эти примѣры и безъ вычисленій указываютъ
намъ, что плавающіе приборы малыхъ размѣровъ
никогда не могутъ имѣть той скорости, которую
пріобрѣтаютъ живые и неживые приборы значи
тельныхъ размѣровъ: лодка никогда не сравнится
въ скорости съ крейсеромъ, пескарь не сравнится
съ китомъ и муха не обгонитъ ни ласточки, ни
тѣмъ болѣе—орла.
Итакъ, употребляя взрывчатые моторы, хотя и
далеко не столь энергичные, какіе необходимы для
летанія посредствомъ крыльевъ и о которыхъ мы
пока и мечтать не смѣемъ, —и давая аэростатамъ
размѣры болѣе значительные, чѣмъ кораблямъ, мы
можемъ достигнуть для воздушныхъ кораблей быст
роты въ неподвижной средѣ, т. е. въ спокойной ат
мосферѣ, гораздо большей, чѣмъ какую имѣютъ луч
шія морскія суда.
Положимъ, что аэростатъ имѣетъ, наир., скорость
до 60 километровъ въ 1 часъ, и представимъ себѣ,
что на него, уже пріобрѣтшаго такую скорость, за
дулъ противный вѣтеръ такой-же силы. Въ этомъ
случаѣ аэростатъ будетъ неподвиженъ относительно
земли, потому-что насколько онъ пройдетъ впередъ
собственными силами, настолько-же его и снесетъ