47
разность температуръ между внѣшнимъ и внутрен
нимъ газомъ сохранялась неизмѣнной, то, по преды
дущему, никакія метеорологическія измѣненія не
были бы страшны, потому что равновѣсіе аэростата
не нарушалось бы: онъ могъ бы претерпѣвать все
возможныя барометрическія и термическія колебанія,
его можно бы было искусственно или дѣйствіемъ
винта, приводимаго во вращеніе моторами аэро
стата, переносить во всѣ поясы земнаго шара
и на всѣ высоты,—выше и ниже уровня океана,—
и аэростатъ сохранитъ свою подъемную силу неиз
мѣнной.
Но когда же разность температуръ постоянна, и
можетъ ли она быть такою?
Днемъ и ночью, въ пасмурную погоду, темпера
тура внѣ и внутри аэростата одна и та-же, такъ что
разность температуръ, будучи нулемъ, конечно не
измѣнна.
По вотъ мы выплыли въ пасмурную погоду, а
между тѣмъ, во время воздушнаго пути, проясняется
и изъ облаковъ выглядываетъ солнце.
Солнце нагрѣваетъ оболочку аэростата болѣе или
менѣе сильно, смотря по цвѣту ея, высотѣ солнца
и положенію его относительно продольной оси аэро
стата; отъ этого и газъ, заключенный въ оболочкѣ,
нагрѣвается выше температуры окружающей атмо
сферы. Равновѣсіе нарушается, потому что подъ
емная сила увеличивается; аэростатъ энергично
устремляется кверху и подымается до тѣхъ поръ,
пока оболочка можетъ увеличивать свой объемъ;
когда этому наступаетъ предѣлъ, аэростатъ, подняв-