ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 372

68
ВЪС'ГНИКЪ РЯЗАНСКАГО ГУВЕРНСКАГО ЗЕМСТВА.
^
g
на
тождествѣ
звуковъ.
Вотъ,
напримѣръ,
обычный
рядъ
сдовъ
на
тождествѣ
которыхъ
основываютъ
чтеніе
г-жи
Фортунатова
j
Шпегѳръ:
„веселой, „соловушка'.,
„свой",
„пѣсня«,
„лѣсъ«,
локъ«,
„столък,
„тосковать"...
(„Первые
шаги",
стр.
26).
Гді
спрашивается,
отчетливѣе
звучите
и
видится
близость
и
сход
ство словъ
при
слоговомъ
уподобленіи
ихъ,
или
же
при
бук
венномъ?
Конечно,
при
слоговомъ.
Тамъ
даны
готовыя
частицв
словъ,
которыя
въ
общемъ
однородны
по
сліянію
и
лучше
бро
саются
въ
глаза,
если
выдѣлены
на
карточкахъ.
При
буквенном
уподобленіи
одного
слова
другому ученику прочитать
гораздо
труднѣе.
Вотъ рядъ
словъ
съ
13
страницы
тѣхъ
же
„Первыхг
шаговъ",
имѣющихъ
цѣлыо
обучить
чтенію
буквы
„к":
Кот
1
-
„ма
к",
„макай,
„мошки», „укусила»,
„руку"-
Однородно
ли
слова
„Коля"
съ
„к"
слова
„мошки"?
Нѣтъ,
первое твердо,
а
второе
мягко,
Наука
о
языкѣ
говоритъ
намъ,
что
звучаніе
со
гласнаго
видоизмѣняется
въ
зависимости
отъ
того
гласнаго
звука
съ
которымъ
согласный
соединенъ.
И посмотрите:
дѣти
сътру
домъ
переходятъ
отъ
чтенія
ко
къ
чтенію
к
и!
Дѣло
не въ
само
стоятельном
ь
изученіи
буквы
к
въ
словахъ,
а
въ
изученіи
ея
съ
гласными
въ
слогаХд
,
систематически
подобранныхъ,
какъ
это
имѣется
въ
„Словечкѣ"
II. П.
Мироносицкаго. Вопросъ
о
преим
ществахъ
слогового
или
буквеннаго
чтенія
словъ оказывается
для
нашей
методики
совершенно
новымъ.
Онъ
возникъ
вмѣстѣ
съ
появленіемъ
опытовъ
примѣненія
еловозрительнаго
метода
и
обученію
русской
грамотѣ.
Естественно,
что
въ
обсужденіе
его
можетъ вноситься
запутанность
и
неясность.
„Говоримъ
послѣднее
подъ
впечатлѣніемъ
нѣсколькихъ
стра
нидъ
„Методики
русскаго
литературнаго
языка"
(часть
I:
мето
дика
сознательнаго,
правильнаго
и
выразительнаго
чтенія
въ
связи
съ
обученіемъ
устной
рѣчи,
третье
изданіе,
ІОрьевъ,
цѣва
50
коп
)
М. А.
Тростнинова.
Здѣсь
авторъ
даетъ
обзоръ,
межд
прочимъ,
и
новѣйшихъ
попытокъ
примѣненія
словозрительнаг
метода
на
русской
почвѣ.
Самъ
онъ въ
своей
методѣ
нрепода
ванія
грамоты
исходитъ
изъ
буквы.
Поэтому
больше
вниманія
г.
Тростниковъ
оказываетъ
г-жѣ
Соловьевой
съ
сотрудниками
Всякій
новый
шагъ
дѣлается
въ
сторону
того,
чю
лучше
надо-
минаетъ
намъ
наши
старыя
знанія.
Однако,
представленіе
о
ме-
тодѣ
г-жи
Соловьевой
дѣлается
г.
Тростниковымъ
лишь
на
осно-
ваніи
первыхъ страницъ,
гдѣ
даны
очень
соблазнительныя
сблп-
женія:
к
отъ,
в—
отъ,
щ
отъ...
Въ
средину
новаго
руководства
обозрѣватедь
не
носмотрѣлъ.
А
тамъ-то,
къ
сожалѣнію,
и
заклю-
1...,362,363,364,365,366,367,368,369,370,371 373,374,375,376,377,378,379,380,381,382,...748
Powered by FlippingBook