А. НОВИКОВ-ПРИБОЙ. ЦУСИМА - page 155

корабля не пользовались многими офицерскими пра­
вами и привилегиями.
К моменту начала русско-японской войны вопрос о
роли инженер-механиков на судне приобрел большую
остроту.. С 1898 года русский флот стал быстро попол­
няться кораблями самой новой и усовершенствованной
конструкции. Первая артурская эскадра более чем напо­
ловину была составлена из судов последней заграничной
постройки. В нее входили корабли, построенные в Аме­
рике, — «Ретвизан» и «Варяг», во Франции —«Цесаре­
вич» и «Баян», в Германии — «Аскольд», «Богатырь» и
«Новик», в Дании — «Боярин». На них были приме­
нены последние усовершенствования техники. По своим
тактическим качествам они во многом превосходили не
только японские суда, но и суда всего мира.
Роль механизмов, а вместе с тем их хозяев, инженер-
механиков, необычайно возросла. Судьба судна прежде
всего зависела от состояния механизмов и правильного
их использования.
Наряду с этим артиллерийская минная, электротех­
ническая, трюмная и даже навигационная службы все
больше требовали от офицерского состава чисто тех­
нических и специальных знаний. Подобные отрасли
на больших судах поручались старшим специалистам,
окончившим после Морского корпуса еще специальные
классы морского ведомства с одногодичным курсом,
или Академию. Такая подготовка превращала их по су­
ществу дела в судовых инженеров наравне с инженер-
механиками.
Судовые специалисты были обыкновенно в чине лейте­
нантов. В их число попадали более способные и знаю­
щие офицеры. Они пр зыкли собственными руками раз­
бирать каждый механизм и обучали обращению с ними
подчиненных им матросов. Постепенно господами поло­
жения в судовой жизни становились эти старшие спе­
циалисты. В союзе с ними находились еще инженер-
механики, с которыми их сближали общность методов
работы и постоянное взаимодействие на технической
151
1...,145,146,147,148,149,150,151,152,153,154 156,157,158,159,160,161,162,163,164,165,...416
Powered by FlippingBook