корабля не пользовались многими офицерскими пра
вами и привилегиями.
К моменту начала русско-японской войны вопрос о
роли инженер-механиков на судне приобрел большую
остроту.. С 1898 года русский флот стал быстро попол
няться кораблями самой новой и усовершенствованной
конструкции. Первая артурская эскадра более чем напо
ловину была составлена из судов последней заграничной
постройки. В нее входили корабли, построенные в Аме
рике, — «Ретвизан» и «Варяг», во Франции —«Цесаре
вич» и «Баян», в Германии — «Аскольд», «Богатырь» и
«Новик», в Дании — «Боярин». На них были приме
нены последние усовершенствования техники. По своим
тактическим качествам они во многом превосходили не
только японские суда, но и суда всего мира.
Роль механизмов, а вместе с тем их хозяев, инженер-
механиков, необычайно возросла. Судьба судна прежде
всего зависела от состояния механизмов и правильного
их использования.
Наряду с этим артиллерийская минная, электротех
ническая, трюмная и даже навигационная службы все
больше требовали от офицерского состава чисто тех
нических и специальных знаний. Подобные отрасли
на больших судах поручались старшим специалистам,
окончившим после Морского корпуса еще специальные
классы морского ведомства с одногодичным курсом,
или Академию. Такая подготовка превращала их по су
ществу дела в судовых инженеров наравне с инженер-
механиками.
Судовые специалисты были обыкновенно в чине лейте
нантов. В их число попадали более способные и знаю
щие офицеры. Они пр зыкли собственными руками раз
бирать каждый механизм и обучали обращению с ними
подчиненных им матросов. Постепенно господами поло
жения в судовой жизни становились эти старшие спе
циалисты. В союзе с ними находились еще инженер-
механики, с которыми их сближали общность методов
работы и постоянное взаимодействие на технической
151