почве. Самые энергичные и передовые из них, увле
кая за собою и мичманов, приобрели руководящую
роль и в кают-компании. Чувствуя свое значение и силу,
эти лейтенанты все настойчивее высказывали свои кри
тические взгляды по злободневным вопросам судовой
жизни и организации флота в целом.
На каждом судне председателем кают-компании являл
ся старший офицер, иначе говоря, первый помощник
командира. Но прошло то время, когда он пользовался
среди младших офицеров непоколебимым авторитетом.
Теперь он вынужден был считаться с мнением офицера
ской судовой среды, руководимой кем-либо из неза
висимых лейтенантов. Старшие.офицеры, принадлежа к
более старому поколению, не были захвачены новым те
чением технического прогресса. Поэтому они играли
роль сдерживающего, консервативного начала. Им оста
валось одно — группировать вокруг себя тех из моло
дых офицеров, большей частью из титулованного дво
рянства, которые в силу своих личных симпатий, про
исхождения и связи с высокими сферами тяготели к
старым порядкам.
Правда, были некоторые корабли, на которых коман
диры и старшие офицеры стояли выше рутины морского
ценза. Они понимали дух современного флота. Для них
ясно было, что нужно базироваться не на лихости и от
ваге, а на холодном и точном техническом знании к
расчете.
Война потребовала от флота полного напряжения
сил и подвергла суровой критике всю внешнепоказную
бутафорию его организации. Она заставила флот при
няться за ту черную работу, которой он гнушался в
мирное время. Исполнение каждого боевого задания
прежде всего требовало знания и уменья пользоваться
новыми техническими средствами. Исправность меха
низмов при выходах в море предопределяла тактику
эскадры.
На броненосце «Орел» не было офицеров и титулован
ных особ — князей, баронов, графов. К чести сгар-
352