что jero корпус прогнулся. Командир, судна, каштан
й*го ранга Шеин, явившись на флагманский корабль,
доложил о несчастьи адмиралу и стал проситъ у него
разрешения убавитъ груз. Рожесгзенсхий рассвирепел
и с матерней руганью выгнал командира из своей каюты.
Во время стоянки в бухте Ван-Фонг «Наварину» было
приказано принять пресной воды триста тонн. Командир
судна, капитан
1
-го ранга барон Фитингоф, поехал на
«Суворов» объясняться. Он начал доказывать адмиралу,
что такое количество воды слишком велико для корабля.
Кстати упомянул, что 'броненосец и без того перегружен
углем. Адмирал, слушая командира, повернулся к нему
спиной, а потом задергался весь и заорал:
— Эго что же такое? Вы учить меня вздумали? Не
хотите исполнять моих приказаний? Принять четыреста
тонн воды! Без разговоров!
Он наговорил еще много слов, не передаваемых в пе
чати, и барону Фитингофу ничего не оставалось дру
гого, как только ответить:
— Есть,
ваше превосходительетЕО.
Некоторых командиров адмирал громогласно позорил
в присутствии офицеров и матросов:
— Вам не кораблем командовать, а только бы слу
жить в кортовых складах и отпускать на суда швабры.
Невольно приходилось задумываться над тем, как
могли эти почтенные и заслуженные господа терпеть над
собою все издевательства командующего эскадрой? Для
чего же нужно было иметь чины, носить мундиры и ор
дена, если все это не спасало людей от самыых унизи
тельных оскорблений
? 1
Неужели и в иностранных фло
тах происходит то же самое?1
1 В книге „Путь к Цусиме0 профессора П. К. Худякова
приведены письма нестроевых офицеров. Беру из них выдер
жки. Вот мнение инженер-механика А. Н. Михайлова, плавав
шего на броненосце „НавариіГ: „Озлобление Р. жественского
было неописуемо. Когда это с ним бывает, он выскакивает на
палубу, и сперва из груди его. как у зверя, вырываются ди
кие звуки: „У-у-у-у-у...0 или „0-о-о-о“. Присутствующим ка-
351