—
91
—
По
обществоведению
рекомендуется производить
экскур-
сии
и
обследования,
но почти
ничего
не
говорят
о
том,
как
проводить
краеведческую
работу
и
в
каком
отношении
она
стоит
в
учебной
работе
Мы
полагаем,
что
следующие вопросы
и
темы
требуют
краеведческой
исследовательской
работы:
в
пятом
году
вся
тема
„город".
Здесь
требуется
иной
подход
чем
в
3-м
году,
более
углубленный,
с
применением
звеньевой
формы
работы.
Учащийся
пятой
группы,
сосредоточив
свое
внимание на
каком-либо
явлении,
может
дать
ценный
и
нужный
материал
и с
педагогической
и
краеведческой
точки
зрения,
приобретя
ценные
навыки
исследовательской
работы.
Тема
„Связь
между городом
и
деревней"
требует
не-
сколько
более
углубленного
подхода,
чем
это
говорится
в
об'яснительной
записке.
Здесь
нужно конкретное
выяснение
фактов
влияния
города
на
деревни, например, через газету.
Необходимость
изучения
местных
условий
труднее
про-
следить
в
шестом
году
и
особенно
в
седьмом,
но
все
же
и
здесь
кое-что можно
сделать.
Так,
например, техническую
отсталость
нашей промыш-
ленности
лучше
всего выяснить
на
конкретном примере
лучшего
завода
местности.
Осуществление
сою
а
рабочих
и
крестьян
на
почве
народного
хозяйства
нужно
проследить
сначала
в
своем
районе;
тема
„Промышленность
и
рабочий
класс
до
Революции
и в
Советской
России"
может
быть
выбрана
для
краеведческой
работы.
Такую
тему
седьмого
года
как
„Советский строй"
было бы
ошибкой строить
вне связи с теми
мероприятиями,
какие
намечаются
в
своем
районе.
В
программах
по
литературе—
вопросы изучения
народ-
ного
творчества
—
частушки,
пословицы,
загадки,
народные
песни,
сказки,
народное
творчество
о
крепостном
праве
в
пятом
году
желательно
изучать
не
только
на
материалах хре-
стоматий,
а
в
процессе
исследовательской
работы
над
местным
материалом.
В
проработке
вопросов
естествознания
краеведение
дол-
жно
получить особо
полное
отражение.
В
общих
замечаниях
к
программе
по
естествознанию
указываются
два
принципа,
при
соблюдении
которых
может
быть
осуществлен
исследовательский
метод
—
это
краеведение
и
сезонность.
Программа
четко
указывает,
что
„главное
вни-
мание для
местных
программ
будут
иметь
основные
есте-
ственно-производительные
богатства
местного
края
и
их