ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЗЕМСТВА : ГОД ИЗДАНИЯ ПЯТЫЙ. 1916. № 1-7: ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ. - page 198

26
ВЪСТНЯКЪ РЯЗАНСКАГО
ГУБЕРЯСКАГО
ЗЕМСТВА.
2
скаго.
Исключеніе
составляетъ,
насколько
мнѣ
извѣстно,
лишь
одна
учительская
семинарія,
учрежденная,
внрочѳмъ,
по
особому
уставу
и
положѳнію
(27
марта
1872
года):
это
Казанская русско-
инородческая
учительская
семинарія,
ближе
всего
стоящая
по
духу
и
общей
атмосферѣ
къ
начертанному
Ушинскимъ
образцу.
Нужно,
впрочѳмъ,
сказать,
что
близость
эта не
можетъ
быть
объяснена
яамѣрѳнвымъ
подражаніемъ
или
заимствованіемъ:
въ
данномъ
случаѣ
мы
имѣемъ
дѣло
съ
совершенно оригинальнымъ
и
самобытнымъ
учѳбнымъ
заведеніемъ,
созданнымъ исключитель-
ной
личностью
его
учредителя,
извѣстнаго
въ
Поволжскомъ
краѣ
педагога
В.
И.
Ильминскаго.
Если
жѳ
многими
чертами
внутрен-
няго
строя Казанская
семинарія
временъ Ильминскаго
напоминал
обрисованный
въ
„проѳктѣ"
Ушинскаго
строй
жизни
учительской
сѳминаріи,
то это
вѣрнѣе
будетъ
объяснить
одинаковымъ
пони
маніемъ
задачъ
учѳбнаго
завѳденія,
ставя
щаго
своей
дѣлыо
при-
готовлѳніе
народныхъ
учителей.
„Знанія
сами
по
себѣ,
какъ
сборъ
затверженныхъ
фактовъ,
безъ
проникновенія
ихъ
нравствен
ными
идеями",
писалъ
Ильминскій,
напоминая этимъ
Ушин-
скаго,
„не
симпатичны,
способны
развить
эгоизмъ.
Еще
больше
напомнятъ
намъ
Ушинскаго
слѣдующія
мысли
Ильминскаго:
„По
внутреннему
устройству
сѳминарія
должна
представлять
родъ
одной
семьи,
въ
которой
всѣ
воспитан
ники,
несмотря
на
разность
племенную,
живутъ
мирно,
трудятся
для
одной
цѣли,
взаимно по-
могаютъ
другъ другу
въ
занятіяхъ....
Чтобы
многолюдное
собра-
те
учащихся
въ
семинаріи
удержать
въ
порядкѣ,
нужно одуше-
вить
молодые
умы высшей
идеей
будущаго
ихъ
служенія,
поддерживать
въ нихъ
христіанскоѳ,
религіозное
одушевленіе,
любовь
къ
труду,
гуманный
идѳадизмъ,
словомъ,
держать
ихъ
въ
постоянномъ
умственномъ
и
нравственномъ напряжении. Лишь
нравственный пружины
способны
поддержать
молодыхъ
людей
въ
стройномъ
порядкѣ.
Внѣшними
средствами
невозможно
поддер-
живать
порядокъ
въ
завѳденіп;
внѣшнія
средства
не
пмѣютъ
ни-
когда
воспитательнаго
значенія;
они
способны
скорѣе
развить
лицемѣріе,
которое
соединяетъ
благоприличіе
прѳдъ
глазами
надзирателей
съ заочными
унизительными
поступками,
и
кото-
раго
не
должно
быть
въ
учительской
сѳминаріи.
Воспитанник
учительской
семинаріи
готовятся
быть
учителями
въ
сельскпгь
начальныхъ школахъ
среди
крестьянской
обстановки,
крайне
тѣсной,
бѣдной.
Поэтому
сѳминарія
не
будетъ
пріучать
ихъ
къ
излишнему
комфорту,
къ
роскоши,
Напротивъ,
здѣсь
молодые
люди
должны
пріобрѣсти
навыкъ къ
простой,
скромной
жизни
и
1...,188,189,190,191,192,193,194,195,196,197 199,200,201,202,203,204,205,206,207,208,...748
Powered by FlippingBook